Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Похрустим... Вышел "Попкорн" Бена Элтона
Книга «Попкорн» была написана в 1998 году, на русском языке же она вышла через 6 лет. И удачным образом оказалась донельзя актуальной именно сейчас, когда в Госдуме обсуждаются поправки к закону о СМИ, ограничивающие демонстрацию по телевидению сцен насилия. Возможно, остроумный текст Элтона снабдит дополнительными аргументами как сторонников, так и противников таких ограничений.

Американец Бен Элтон в своей книге пытается ответить на вечный русский вопрос «Кто виноват?» Вернее, ответ на этот вопрос ищут его герои: кто виноват в том, что вокруг так много насилия? Возможно, режиссеры, которые снимают фильмы, культивирующие жестокость? «Попкорн», не отличающийся какой-то особенно высокой художественностью - забавная поделка, остросюжетная, смешная киношная штучка - своим месседжем, ходом рассуждений скорее похож на хорошую публицистику, нежели на художественную прозу. Тем более это сходство делает очевидным та прямолинейность, с которой автор высказывает свои соображения на заданную тему. Прямолинейность сия граничила бы с морализаторством, не будь она преподана в такой иронично-сатирической и неожиданной форме. Элтон препарирует проблему с ловкостью, какой ждешь скорее от социолога-аналитика, чем от писателя, и на выходе получает скорее роман идей, чем остросюжетную повесть, каковой 'Попкорн' вполне мог бы получиться.

Внешняя интрига проста: кинорежиссер Брюс Деламитри снимает остроумные, культовые фильмы о преступниках и убийцах. Героям его 'Обыкновенных американцев' нравится убивать, и насилие превратилось для них в обычное времяпрепровождение. Брюс считает, что он в глобальном смысле, пусть несколько утрированно, отображает правду жизни и не принимает никаких упреков в свой адрес. А упрекают режиссера в том, что его фильмы культивируют насилие. Режиссер легко опровергает доводы своих противников, логично утверждая, что каждый человек сам должен отвечать за свои поступки. И если у кого-то из зрителей во время просмотра его фильма съехала крыша, то он, создатель, в этом не виноват. Не виноват он и в появлении так называемых Магазинных убийц, пары маньяков, которые терроризируют Америку, убивая ни в чем не повинных продавцов. Если эта парочка и похожа на его героев, так это вовсе не значит, что настоящие убийцы подражают экранным. Маньяки и сумасшедшие были во все времена.

Во всех этих идеологических спорах Брюс выглядит невероятно логичным и продвинутым, а его противники - консервативными ретроградами, которые чураются непонятного и непривычного, безответственными слюнтяями, пытающимися найти крайнего в проблемах общества. Брюс таким крайним быть отказывается. Ситуация несколько меняется, когда Уэйни и Скаут - те самые Магазинные убийцы - появляются у Брюса в доме, угрожают ему и его девушке и демонстрируют полное безразличие к человеческой жизни. Напугав режиссера до полусмерти, они выдвигают свое требование: он должен публично, перед телекамерами, принять их вину на себя.

Чтобы спасти свою жизнь и жизнь близких, Брюс будет вынужден сообщить американцам, что его 'шикарные голливудские картины совершенно сбили с толку' несчастных ребят и 'развратили их наивные души'.

Здесь-то и начинается все самое интересное. Вся эта проблема с насилием на экранах вдруг раскрывается в совершенно неожиданном ракурсе. И финальные сцены книги, возможно, заставят читателя о многом задуматься. А, возможно, и не заставят, памятуя о том, какие взрывы веселья вызывают иногда в кинозалах весьма грустные и трагичные фильмы. Впрочем, непредсказуемая часть аудитории тоже наверняка получит от книги удовольствие. Ведь если не заморачиваться и не задумываться над вопросом глобальной человеческой ответственности, книга Элтона по манере изложения вполне сойдет за обычный попкорн, которым так весело хрустеть в кинотеатре над ухом соседа.

Бен Элтон. Попкорн. Пер. с англ. А. Рябоволовой. - М.: Иностранка. 2004. - 296 с.

Мария Терещенко
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы