|
Экскурсия по Мордору. Вышли первые книги новой серии "Азбука Средневековья"
Волна интереса к эпохе Средних веков, поднявшаяся лет десять назад, по-прежнему довольно высока. Средневековые рыцари и замки стали почти непременным атрибутом романов фэнтези, историки одну за другой сочиняют теории по поводу Святого Грааля, а на слово "тамплиер" Яндекс выкидывает 63 000 ссылок. Новая серия "Азбуки" придется по душе тем, кто поддался средневековому ажиотажу, но, возможно, понравится она и тем, кому все это "рыцарство" в зубах навязло.
Может, Умберто Эко был прав, когда писал в 1972 году, что надвигается эпоха нового Средневековья, и не этим ли сходством и родством двух эпох объясняется необычайный интерес современного читателя к темным векам с их мрачноватыми тайнами? Впрочем, антиутопическая история про отключение электричества во всем мире, созданная мэтром медиевистики, пожалуй, слишком мудрена для широкой публики. Так что будет проще объяснить повальное увлечение Средневековьем обычной модой, созданной не без помощи г-на Эко и старательно поддерживаемой беллетристами со всего мира. Как бы то ни было, новая серия петербургского издательства «Азбука» выглядит довольно актуально и, как говорится, обречена на успех.
Что приятно, эксплуатируя модную тему, создатели серии «Азбука Сердневековья» подошли к своему проекту с фантазией. Нетривиален уже выбор тем для первых трех книг серии. Казалось, любой здравомыслящий человек начал бы разговор о Средних веках с изящного собрания легенд о рыцарях Круглого стола или на худой конец - с каких-нибудь баек о тамплиерах, обеспечив тем самым серии мгновенную популярность. К счастью, «Азбука» не воспользовалась таким лобовым решением и в первую очередь обратилась к темам прелюбопытным, но все же не столь склоняемым в беллетристике и научно-популярной литературе.
Другое достоинство серии - в формате подачи материала. Вместо того чтобы создавать или переводить научно-популярные опусы или пересказы легенд и историй, «Азбука» предлагает читателю своды не переводившихся ранее средневековых текстов.
Так, книга «Великие некроманты и обыкновенные чародеи» содержит четыре истории о колдунах и волшебниках. Первый из них, как ни странно, Вергилий, о жизни которого в Средние века напридумывали небылиц без меры. Вслед за Вергилием идет история монаха Бэкона, затем жизнеописания Роберта Дьявола и брата Раша. Возможно, такой подход не дает панорамного обзора темы, но у него есть свои преимущества. Оставаясь весьма занимательным чтением (а в смысле увлекательности все четыре истории 'поспорят' с современными бестселлерами), тексты дают хорошее представление об образе мыслей средневекового человека и, несомненно, являются прекрасной иллюстрацией к трудам Арона Гуревича или Михаила Бахтина. Последнего даже, пожалуй, - в большей степени, поскольку пресловутая «карнавальность» лезет в этих текстах буквально изо всех щелей. Кто бы мог подумать, что история о некроманте и великом маге будет изложена в жанре, близком скорее к плутовскому роману, чем к мистическому ужастику?
Не менее интересен и состав «Хроник длинноволосых королей» - книги о повелителях варварских племен V--VIII веков н.э. Франки, бургунды, остготы, вестготы, вандалы, лангобарды, пикты, ирландцы - все эти замечательные персонажи проявляются во всей красе. «Хроники» читать сложнее, чем «Некромантов», но зато они значительно информативнее. Составитель проделал поистине титанический труд, собрав вместе и переведя отрывки из разнообразных средневековых хроник, рассказывающих о варварах и их владыках. Использовать книгу как историческое пособие, конечно, не стоит (средневековые историки не во всем достойны доверия), но какую-то ценную информацию почерпнуть из нее можно. Если же разобраться в сложных и иногда слишком похожих именах варварских королей, то чтение может стать по-настоящему захватывающим. Какая же у этих ребят была удивительная жизнь! На одной странице книги происходит больше волнующих событий, чем в двух современных романах: кровавые злодеяния, запутанные интриги, братоубийственные войны - чего только нет. А что за женщины были во франкских селениях! Не какие-то там малохольные красотки, а настоящие героини эпосов - злобные, мстительные, отважные. У одной Брунгильды (жизнь этой франкской королевы мало общего имеет с историей ее тезки из «Песни о Нибелунгах», хотя обе дамы восхитительно брутальны) на совести жизни десяти франкских королей, включая ее прямых потомков. Особенно полезна будет эта книга для начинающих писателей. По крайней мере один известный писатель, творчески переработав подобные хроники, прославился на весь мир - он превратил Мордор (небольшое местечко в королевстве пиктов) в царство тьмы.
В третьей книге серии - «Повесть о рождении и победах Александра Великого» - собраны средневековые легенды о великом царе и полководце. Опять же вопреки ожиданиям книга эта - вовсе не героический эпос. Начинается она с истории о хитроумном прорицателе, а затем после довольно конспективного рассказа о нескольких военных операциях переходит к философским письмам и путевым заметкам с описанием чужеземных диковин и заканчивается невероятными историями и притчами о царе.
Одним словом, все перечисленные книги таят в себе массу приятных неожиданностей. Николаю Горелову, который придумал проект, составил все три сборника, перевел тексты для двух из них и написал к каждой книге большое, подробное и толковое предисловие, хочется дать какой-нибудь особый издательский приз за «неординарный подход». Ведь даже встреча Александра с Диогеном происходит нетрадиционным образом: вместо того чтобы в очередной раз попросить царя не «застить солнце», философ произносит множество других интересных афоризмов.
Продолжат серию 'История хитрого плута лиса Рейнарда' (прозаическая версия 'Романа о Лисе') и 'Послания из вымышленного царства' (сборник преданий о царстве пресвитера Иоанна).
Мария Терещенко
Газета.ру
|
|