|
Вышел новый вузовский учебник по истории зарубежной литературы XVII века
В издательстве «Высшая школа» вышел новый учебник для студентов филологических факультетов университетов «История зарубежной литературы XVII века/ Под редакцией Н. Т. Пахсарьян». В этой книге, написанной специалистами филологического факультета МГУ, воссоздана картина развития западноевропейской и североамериканской литературы в начале Нового времени — в XVII в.
Издание построено на сочетании традиционных компонентов университетского учебника и новых экспериментальных черт. Принцип изложения в книге варьируется в зависимости от особенностей литературного материала, степени его изученности и представленности в университетских программах и предыдущих учебниках. Материал о литературах четырех западноевропейских стран (Франции, Англии, Германии и Испании), занимающих основное место в учебной программе данного курса, распределяется по нескольким аналитическим главам, в каждой из которых прослежена жанрово-стилевая эволюция в поэзии, драме и романе этой эпохи. Само распределение материала позволяет увидеть сходство и различие литературного процесса в разных странах, считает редактор.
По сравнению с существующими учебниками (например, недавно переизданной «Историей зарубежной литературы XVII века» под редакцией З. И. Плавскина) в нем значительно расширена характеристика литературных направлений столетия, введен специальный раздел об эстетических учениях XVII в. Впервые для подобного типа университетских учебников включены главы об итальянской, шведской и американской литературах.
Учебники по курсу истории зарубежной литературы XVII в., которыми располагают современные студенты, неизбежно устаревают, поскольку именно в области исследования литературного процесса этой эпохи произошли заметные, порой кардинальные концептуальные изменения.
«Когда знакомишься с эпохой по скучными и устаревшими учебникам, где эстетические достоинства подменяются идейной «выдержанностью», где глубину художественного анализа измеряют степень «реализма» и т. п., возникает мысль, что эта «классика» мало интересна», — говорит руководитель авторского коллектива. Между тем в новом учебнике проводится идея об особой близости культуры XVII в. нашему сегодняшнему веку — достаточно распространенная и воплотившаяся в «необарочных» и «неоклассицистических» римейках, которыми изобилует конец XX—начало XXI века (достаточно назвать хотя бы «Остров Накануне» У. Эко или вспомнить «Я заражен нормальным классицизмом» И. Бродского).
Здесь существенно обновлены характеристики литературных направлений, творчества крупнейших писателей эпохи. «Рискну сказать, что это первый российский учебник, в котором не говорится про «реализм» в XVII веке, а барокко не называется, как у Артамонова, «больным дитятей, родившимся от урода-отца и красавицы-матери», — говорит научный редактор издания.
|
|