|
"Я в далеком походе теперь"
В Центральном доме художника работает мемориальная выставка Георгия Храпака (1922-1974), выпускника Московского художественного училища Памяти 1905 года, ушедшего на фронт прямиком со студенческой скамьи. В экспозиции представлено послевоенное творчество живописца.
Поразительное дело: оказавшийся надолго вдали от дома молодой человек пишет письмо, неожиданно для себя переходит на стихотворный размер, и вдруг это его вполне частное послание оказывается широко известно и созвучно настроению сотен, а то и тысяч незнакомых людей разных поколений. Появляется песня, способная не только пережить своего автора, но и вербовать все новых поклонников. Так случилось со стихотворением Георгия Храпака «Я тоскую по родине», написанным им в последний год войны, в Румынии; некоторым слушателям одноименная песня запомнилась в исполнении Аллы Баяновой, другим – Аркадия Северного.
Я иду не по нашей земле,
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?
Уроженец Киева, выпускник столичного художественного училища, воспитанник пейзажистов Петра Петровичева и Василия Бакшеева, Храпак попал в армию в самом начале войны. Подобно фронтовым корреспондентам, художник много рисовал на передовой; выставка его графики с Западного фронта состоялась в 1943 году в московской Студии военных художников имени Грекова. Потом были Австрия, Румыния, Чехословакия, Германия и Дальний Восток.
Здесь идут проливные дожди,
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.
В первый год мирной послевоенной жизни художник вступил в московский творческий союз; на третий – был репрессирован. Вернулся из лагеря в 1953-м. Судя по нынешней выставке, Храпак был в числе тех живописцев, кто в годы хрущевской оттепели приложил усилия к восстановлению в правах лишенного ложного пафоса лирического городского пейзажа. Мотивы его работ – силуэты высоток и подъемных кранов, дымящие фабричные трубы, машины на мокром асфальте пустоватых улиц. Очертания узнаваемой столичной архитектуры, будь то Пушкинская площадь или еще не пешеходный Столешников переулок, обобщенны, но внятны; абрисы деревьев и зданий немного декоративны, изображения же в целом лишены чрезмерной ностальгической глубины и «банной» воздушной перспективы. Словом, качественная живопись своего времени. Вечер памяти художника пройдет в ЦДХ 12 ноября.
|
|