|
Атака на культуру по-питерски
Сегодня в Санкт-Петербурге происходят удивительные вещи, казалось бы оставшиеся далеко в тоталитарном прошлом. Официальные круги лицемерно именуют город культурной столицей при этом целенаправленно осуществляется атака на культуру. Закрывают театры, за использование помещений некоммерческими организациями галереями, издательствами в 5, в 10 раз повышается арендная плата: создаются несовместимые с жизнью экономические тиски. Комитет по культуре во главе с Надеждой Кущенковой, вместо того, чтобы эту самую культуру защищать, практически ведет войну против петербургской интеллигенции. О судьбе петербургских театров Мария Смирнова-Несвицкая ...
Председатель комиссии по культуре ЗакСа Сергей Андреев на заседании директоров театров в СТД предупредил, что все слухи о реорганизации театров или выселении их из зданий умело опровергаются комитетом по культуре, но в конце концов окажутся правдой. Пора осознать серьезность положения. ЗакС готов бороться за каждый метр, объединившись с деятелями культуры.
Дело в том, что в будущем году в городской бюджет должны собрать 8 миллиардов рублей от продажи недвижимости, в том числе относящейся к сфере культуры.
Негласно готовятся проекты постановлений, благодаря которым учреждения культуры окажутся на улице, ибо они нерентабельны или располагаются в зданиях, которые город намеревается продать. Под угрозой закрытия галерея Борей , некоммерческое издательство Алетейя , издающее историческую и философскую литературу, книжные магазины, редакции. С культурной карты города может исчезнуть Кукольный театр им. Деммени, театры, не защищенные академическим статусом, например Молодежный театр на Фонтанке.
Социальные условия жизни деятелей культуры таковы, что любое заступничество влечет за собой угрозу потерять работу, статус или финансирование. Тому пример выступление Петербургского театрального журнала с материалом о бедственном положении Дома ветеранов сцены. После публикации статьи журналу было срезано и без того скудное финансирование. Независимых авторитетных лиц, способных вступить в единоборство с бюрократией и вразумить чиновничество, практически нет.
Сегодня нет Дмитрия Сергеевича Лихачева, к которому вынуждены были прислушиваться власть имущие. Нет сегодня в нашем городе еще и той прослойки богатых людей с сознанием меценатов, благодаря которым в лучшие времена в России поддерживались и развивались искусство и культура, и которые сейчас взяли бы на себя финансовые обязательства, от коих вопреки Конституции отказывается государство. (См.: Основы законодательства о культуре статья 45: Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансировании .)
Кому-то покажется вполне здравым рассуждение о том, что развелось слишком много художников и артистов, и почему мы, налогоплательщики, должны их кормить. Такие здравомыслящие люди неохотно, но вечно голосуют за исключение Ахматовой и Зощенко из Союза писателей. Тогда мешали идеологически, а теперь чисто экономически. Ничего личного! Против экономики не попрешь! Об этом должен помнить каждый артист или там писатель, издатель и художник, когда его будут выселять из мастерской или лишать работы. Условия рынка, дорогие мои! А про Конституцию забудьте! В России ведь закон что дышло, как повернул, так и вышло. Кроме того, вы-то, вы-то уж совсем не Зощенки и не Ахматовы, так что молчите и ждите. Своей очереди.
Сейчас очередь театра Суббота , с которым я сотрудничаю более 35 лет, он закроется уже с января 2005 года. Его не смогли до конца убить бандиты, хотя и пытались в буквальном смысле: из ДК пищевиков новые хозяева вышвыривали декорации и рубили их топором, били актеров, одному проломили череп. Театр выкинули на улицу, а сегодня, когда он, вопреки всему, выжил, ставит спектакли, берет призы на городских фестивалях, его все равно закрывают! То, что не удалось бандитам, сегодня завершают чиновники комитета по культуре. Перекрывают кислород , изыскивая все возможности, чтобы прекратить финансирование. Работают даже на опережение, не дожидаясь проекта реорганизации театров, обещанного нам к 2006 году.
Почему бы тогда сразу же не закрыть и библиотеки ведь сейчас молодежь тянется не к книге к пиву. Да, собственно, и книги, особенно старые, ни к чему, от них лишь пыль и аллергия сжечь! Новые пусть издают: дудики+ порнушку все же бизнес! Серьезное дело.
Нынешнее правительство и чиновничество города всерьез полагают, что эта чудовищная расправа со значительной частью петербургской культуры и интеллигенции приведет к процветанию? Что страна сразу разбогатеет и наступит рай? Так же думали наши дедушки и бабушки, когда разрушали церкви, разбивали иконы, уничтожали буржуазную , царскую и помещичью культуру. Она им мешала. Как теперь мешают театры и галереи. Что, опять существуют высокие цели, оправдывающие любые средства? На месте уничтоженных театров и галерей вырастут храмы и приюты? Нет, на их месте возникнут казино и кабаки.
Петербург как потенциальная культурная столица вправе рассчитывать на иного рода заботу властей. На возможность богатого культурного выбора, толерантность к разным формам искусства, а не принудительного насаждения обязательных для всех эстетических идеалов, продиктованного коммерческой выгодой.
Верится, что губернатор Санкт-Петербурга, которую мы знаем как мыслящего человека, в полной мере держит ситуацию под контролем, что она прекрасно понимает: любые экономические и социальные преобразования в городе, ведущие к закрытию театров, галерей и издательств, не что иное, как культурный терроризм, нарушение нравственной экологии, внедрение люмпенской психологии в национальное сознание народа.
NewsInfo
|
|