Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
"Отелло" исполнилось четыре столетия
В понедельник исполняется ровно 400 лет со дня первой постановки трагедии Шекспира "Отелло". Премьера состоялась 1 ноября 1604 года. С тех пор история любви и ревности неизменно пользовался успехом у публики.
Впрочем, каждая эпоха, в том числе и нынешняя, находит в трагедии новые темы.

Лондонского дворца Уайтхолл, где проходила премьера, давно нет (он сгорел еще в конце XVII века), а трагедию продолжают играть в театрах всего мира. Причем, как рассказывает помощник директора Королевского шекспировского театра в Стратфорде Грегори Доран, во многих странах театр начинался именно с постановки "Отелло".

"Например, так было в Америке, где в 1750-х театр Льюиса и Халлома поставил "Отелло" перед, как его тогда называли, императором индейцев чероки - неофициальным послом короля Георга II", - говорит Доран.

В середине XIX века трагедия "Отелло" стала одной из первых театральных постановок в колониальной Индии и первой английской пьесой, переведенной на турецкий язык.

Черное и белое


Из-за того, что в пьесе затрагиваются проблемы межэтнических отношений, она неизменно остается актуальной
Грегори Доран, Королевский шекспировский театр в Стратфорде


В разных странах и в разные времена отношение к идейному содержанию "Отелло" менялось. Во времена войны Севера и Юга в США некоторые поговаривали даже о том, что, будь Шекспир жив, неплохо было бы его линчевать. Раньше президент Джон Куинси Адамс называл трагедию наглядным примером того, к чему приводят браки между черными и белыми.
В СССР же, напротив, постановки "Отелло" заставляли зрителей проникаться сочувствием к национально-освободительному движению народов Африки.

"Из-за того, что в пьесе затрагиваются проблемы межэтнических отношений, она неизменно остается актуальной, - считает Грегори Доран. - Недавно мы возили спектакль в Японию. Меня спросили, как я собираюсь поставить его в стране, где почти нет чернокожих актеров. А я ответил так: чтобы отразить суть проблемы - проблемы нетерпимости - в Японии правильнее было бы отдать роль Отелло, скажем, корейцу".

Проблема расовой принадлежности исполнителя актуальна и в самой Великобритании. Ведь если Гамлета, Генриха V и даже Яго играют как белые, так и черные актеры, то роль ревнивого мавра неизменно отдают чернокожим исполнителям. Разговоры же о дискриминации белых идут, и Грегори Доран не исключает, что скоро они зазвучат громче. Впрочем, это вполне в духе нашего времени.

Шекспир и ислам


Еще одна современная тенденция относится уже к трактовке пьесы. Конфликт трагедии все чаще пытаются представить как столкновение христианского и мусульманского миров.
В театре Глобус в Лондоне даже решили назвать нынешний осенний сезон "сезоном Шекспира и ислама". Впрочем, все это не так уж важно. Ведь трагедия "Отелло" рассказывает совсем о другом. О вечном.

"Трактовать Отелло можно по-разному, - сказал мне Грегори Доран. - Но главное в ней - это история ревности. Ревности и любви. Именно благодаря этому пьеса интересна до сих пор. И будет интересна еще 400 лет".



Мария Гречанинова
Лондон, для bbcrussian.com
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы