|
Поголовное цифровое бессмертие
Компьютерные технологии воскресили великого актера Лоуренса Оливье на 40 секунд через 15 лет после его физической смерти
Из досье "НГ-телеком"
Краткая история цифровых технологий в кинематографе
1994 год. При съемках фильма "Форест Гамп"/Forrest Gump впервые использованы технологии, "вписавшие" актеров в ленты кинохроники.
1995 год. Создан первый мультфильм "Игрушечная история"/Toy Story, полностью изготовленный на компьютере. Проведены первые удачные эксперименты полной записи кинофильма на компакт-диск.
1997 год. Компьютерные технологии используются при создании самого прибыльного фильма в истории кинематографа "Титаник"/Titanic. В частности, компьютер нарисовал людей, падающих с борта тонущего лайнера.
1999 год. Режиссеры братья Вачовски создают культовый фильм "Матрица"\Matrix, в котором размывается граница между материальным миром и виртуальной реальностью. Первый фильм, проданный на DVD тиражом более 1 млн. экземпляров.
"Визуальное чудо", "Технологический шедевр от начала и до конца". Не иначе, как только в таких эпитетах критики оценили вышедший в минувшем месяце на экраны Европы (и России в том числе) новый голливудский фильм "Небесный капитан и Мир Будущего".
Картина с бюджетом в 70 млн. долл. рассказывает о некоем докторе Тотенкопфе, который задумал взять власть над миром с помощью роботов. В роли злого гения технологии "снялся" сэр Лоуренс Оливье. Как известно, великий актер умер 15 лет назад...
Все просто. Режиссер фильма Керри Конран "воскресил" самого знаменитого исполнителя шекспировских персонажей, переведя в цифру имеющийся видеоматериал с участием Лоуренса Оливье. Сразу надо оговориться, что цифровая копия Оливье в роли профессора-злодея Тотенкопфа присутствует в кадре не более 40 секунд экранного времени. Тем не менее факт есть факт: Лоуренс Оливье произносит специально для этого случая написанный "под него" монолог... Через 15 лет после смерти.
Правда, как выясняется по ходу развития сюжета, цифровой Лоуренс Оливье играет даже не самого профессора Тотенкопфа, а... цифровое воплощение профессора-технофила. Белковый оригинал Тотенкопфа, оказывается, приказал долго жить еще 19 лет назад до момента действия фильма! То есть цифровая копия играет цифровую копию. Вот такая "матрешка" получается.
Кстати, не такая уж и безобидная ситуация. Чего, например, стоят сразу же вспыхнувшие споры по поводу юридической чистоты подобного рода технологических экспериментов: могут ли, например, наследники Лоуренса Оливье потребовать защиты в суде авторского права британского актера? И что это за "авторское право" - право на смерть, абсолютную и окончательную?
Между тем современные мультимедийные технологии с неотвратимостью ведут дело к тому, что выход фильма с оцифрованным актером, умершим много лет назад, перестает быть неким случайным артефактом. Пора всерьез задуматься над вопросом: какова судьба белковых (то есть из плоти и крови) актеров, к чему может быть сведена их роль в медиа - просто "дарить" (продавать) свой образ медийным корпорациям для оцифровки? Все дальнейшее - дело рук и фантазии программистов?
Но, может быть, самый фундаментальный вопрос - потребуется ли в дальнейшем человечеству как-то менять этические нормы: ведь неотвратимо появляется необходимость гарантировать человеку еще одно неотъемлемое его право - право на абсолютную, если можно так сказать (или - "цифровую"), смерть? Кстати, главная героиня фильма в исполнении Гвинет Пелтроу не случайно произносит знаковую, по сути, фразу: "Как же нам убить того, кто и так мертв?!" А действительно, как?..
Тембр голоса, цвет глаз, фактура и расположение родинок на теле, неуловимые особенности походки и основные закономерности метаболизма, трехдневная небритость - вся эта информация о любом человеке может быть оцифрована и переведена на хранение в электронной (цифровой) форме. Сегодня уже делаются попытки оцифровать запахи.
Несколько лет назад глава московского представительства легендарной компьютерной фирмы SGI ("Силикон Графикс") Сергей Карелов, оценивая перспективы перевода существующей информации в цифровую форму, заявил: "Все динозавры из "Парка Юрского периода", все терминаторы, все "звездные войны" - все делается с использованием этих технологий... На "силиконах" делаются такие вещи, перед которыми "человек, похожий на Скуратова" и "человек, похожий на Ковалева" - ничто, цветочки. "Силикон" в состоянии оцифровать любого!"
Искушение технологией создания цифровой личности - это, по-видимому, одна из наиболее радикальных этических проблем, перед которой встанет человечество в XXI веке. И соответственно главной технологией будущего станет "цифровая смерть", то есть обеспечение одноразовости цифровых продуктов, которые в противном случае неограниченно копируются. А там уже совсем рукой подать до создания цифровых клонов, обладающих собственным сознанием.
Интересно в этой связи, что Далай-лама высказал очень нетипичную для религиозных деятелей точку зрения на загрузку сознания в компьютер, не став с ходу отрицать возможность подобного существования сознания. И действительно, идея компьютерного "аплоадинга" (перезагрузки) сознания весьма близка буддистской концепции реинкарнации.
Виталий Сайберов
Независимая газета
|
|