Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Концептуализм. Судьба идеи и формы художественной практики
3 ноября 2004 в 18.00 в Институте ПРО АРТЕ пройдет круглый стол по теме: "Концептуализм. Судьба идеи и формы художественной практики". Ведущий - Иван Чечот. К участию в круглом столе приглашены: В.Мейер (куратор), С.Савицкий (искусствовед), А.Секацкий (философ), О.Туркина (искусствовед, куратор). Концептуальность, концепция, идея - постоянное, ставшее трюизмом "формальное" требование к искусству, к арт-деятельности в наше время. Традиция такого интеллектуалистского и\или идейно-содержательного понимания искусства уходит глубоко в прошлое модернизма. - Насколько глубоко уходит? В самом деле, до Дюшана, ответственного ну просто за все? Впервые специфический и довольно однозначный акцент на концептуально-творческой работе художника был поставлен в рамках одного конкретного исторического течения,- это "концептуализм" или Concept Art. Это произошло давно, в самом начале 60-х годов, в Англии и США. Термин "концептуализм" первыми употребили Генри А.Флинт (1961) и Кинхольц (1963). В 1969 году Джозеф Кошут выступил с программной для концептуализма статьей "Искусство после философии". Главными представителями концепт-арта были американцы - Берри, Хюблер, Вейнер, Грэхем, Хессе, Науман и т.д. Самые знаменитые, известные даже у нас имена - Сол Ле Витт и Кошут. Авторитетным художником-концептуалистом является в Германии Ханне Дарбовен, выставку которой представляет Немецкий культурный центр им. Гёте в Санкт-Петербурге. Энциклопедическое определение концептуализма звучит довольно просто: "На первый план в К. выдвигается концепт - замысел произведения, выраженный в виде формализованной идеи, его вербализованной концепции; документально зафиксированный проект. Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой "идее", в ее конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, звукозаписей. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой другой акции является приложением к документальному описанию. Главное в К. - документальная фиксация концепта и процесса его материализации; его реализация желательна, но не обязательна". Эта дефиниция - особенно ее детали - уже может быть предметом дискуссии. Но она касается прежде всего западного, англо-американского концептуализма 60-х - 80-х годов. Тот концептуализм в СССР был почти неизвестен и мало у кого вызывал живой интерес. Для участников официального культурного процесса он был явлением выморочного, кризисного состояния западного анти-искусства, для большой части андеграунда и диссидентствующих, с их романтическим и протестно-патетическим настроением, концептуализм был слишком холоден и элитарен. - "Философия, витгенштейны, словари по лингвистике". Как ныне известно всем и каждому, у нас в Москве в конце 60-х годов появился свой концепт-арт - это "московский концептуализм" во главе с теперь уже прославленным И. Кабаковым, недавно выставлявшемся в Эрмитаже, и такими серьезными московскими художниками как Монастырский, Чуйков, Пивоваров. Сюда же относятся и группы "Коллективные действия" и "Медицинская герменевтика". В Ленинграде концептуализма не было, и, кажется, никто не может сказать почему. Какая почва нужна была, нужна сегодня для концептуализма? Коммуналки были и остаются, остряки и естественные философы в избытке, а концептуализма нет и не было. Московский концептуализм завершил свое развитие на наших глазах. Как мы следили за этим из-за стен Петербурга? Участвовали ли в этой истории? В чем состоит наследие московского концептуализма в российском искусстве начала ХХI века? С западным концептуализмом мы постепенно познакомились и теперь знакомимся дальше. Однако, каково отношение, есть ли живое отношение в художественных и проч. кругах к западному концептуализму? Наблюдается ли к нему интерес, какие-то чувства? Трудно судить отсюда, какова его судьба на самом Западе. Говорят, что он был первой фазой постмодернизма, но то же самое говорят и о поп-арте и о многом другом, а постмодернизм между тем кончился или вышел из моды. Что сейчас делает концептуализм на Западе? "Исполняет свой долг", "переживает сам себя", "служит примером серьезного и изящного искусства". Концептуализм - это идея и определенная форма или метод арт-работы, сложившиеся очень давно. Какова их судьба? - Это вопрос исторический, но и не лишенный актуального значения, потому что современная творческая практика что-то сохраняет, чем-то пренебрегает из наследия концептуалистов. А что и чем - более конкретно? Каков статус этого наследия в сегодняшней ситуации? - Это классика или это само собой разумеющаяся основа работы, это скучный трюизм и корректная форма, обеспечивающая серьезный статус, или это второстепенное явление, московский и американский антиквариат, материал для возвышенных мемуаров? Концептуализм и концептуальность в творчестве - вещи, вероятно, и почти очевидно, разные. Каковы нынешние взгляды (среди художников и арт-экспертов) на роль концепта, а также вообще мысли и слова в визуальных искусствах? Какого искусства, каких концептов требует время (как говорили отцы и деды авангардизма)? Не ощутимо ли новое приближение идейного искусства, или дорога к нему навсегда погребена концептуализмом под завалами слов и понятий? Сколько в концептуализме интеллекта, сколько идеи? Ну, а сколько в нем декоративности, дизайна, моды? И, наконец, снова: почему же в Ленинграде как не было, так и нет концептуалистов, кроме... Ханне Дарбовен в Александро-Невской лавре? Пожалуй, есть о чем поговорить, собравшись в Институте ПРО АРТЕ, за стенами Петропавловской крепости, вскоре после открытия выставки знаменитой немецкой концептуалистки.

Музеи России


НАША СПРАВКА:

Петербургский фонд культуры и искусства "ИНСТИТУТ ПРО АРТЕ" создан в 1999 году. Деятельность Института связана с изучением и пропагандой явлений культуры и искусства 20 века. Институт организует собственные программы (лекции, семинары, конференции, выставки, концерты) и поддерживает проекты, направленные на развитие актуальных явлений современной культуры и искусства.

Многие проекты Института осуществляются в партнерстве с ведущими организациями культуры Санкт-Петербурга: Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Санкт-Петербургской Филармонией и др. Программы Института ПРО АРТЕ поддерживаются Фондом Форда, Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы