|
Музыка, не звучавшая 300 лет
4 ноября в Большом зале Петербургской Филармонии состоится концерт звезды мировой оперной сцены Чечилии Бартоли. Уникальность певицы в том, что она — единственная в мире — исполняет виртуознейшие произведения, написанные в свое время для кастратов. Эти сложнейшие партии не звучали почти триста лет. Бартоли — та самая певица, на концертах которой люди плачут от полноты чувств, или же плачут и смеются одновременно. По отзывам критиков: «Звуки ее голоса сводят с ума. Чечилии присуща фантастическая виртуозность и магнетизм». Три года назад она дала концерт в Москве, и вот — снова концерт в столице, а затем в Петербурге.
Организатор гастролей Владислав Тетерин, президент благотворительного фонда «Мир искусства», рассказывает: «В расписании выступлений Чечилии на ближайшие семь лет и щелки нет, но она нашла возможность дать концерт в России, потому что от предыдущего приезда остались необыкновенно теплые впечатления. Есть и личные причины: она, наконец, нашла время выйти замуж, ее супруг — солист Цюрихской оперы Оливер Видмер никогда не был в России, но очень этого хотел. Оливер прилетит в Москву, супруги погуляют по столице, и в момент, когда Чечилия будет петь в Большом зале Консерватории, Оливер улетит в Цюрих, потому что на следующий день у него спектакль. Но затем прилетит в Петербург и успеет ко второму отделению концерта Чечилии в Большом зале Филармонии. На следующий день они осмотрят Петербург.
Меня часто спрашивают, есть ли у Бартоли комплекс примадонны — капризность, непомерные требования. Я ничего такого не замечаю. Конечно, она итальянка в полном смысле слова, по эмоциям, темпераменту, энергии. На сцене она действительно примадонна, но после концерта, как бы ни устала, никому не отказывает в автографе.
Публику больше всего интересует, почему и как Чечилиа стала осваивать репертуар певцов-кастратов. Прежде всего хочу сказать о самом этом явлении. Католическая традиция запрещала петь женщинам, все партии исполняли мужчины. В церковных хорах выбирали самых талантливых мальчиков и в возрасте 8–9 лет кастрировали. Лет в 14 ребенок осознавал, что же произошло, и если не вешался или не топился, понимал, что ничего не остается, как постараться стать великим артистом. Кастраты доводили мастерство до совершенства, к примеру, могли тянуть ноту столько, что в публике падали в обморок. Физические данные мужчин гораздо более мощные, чем у женщин, и композиторы писали для них чрезвычайно сложные женские партии. В ту пору творили великие, так, 94 оперы есть у Вивальди, но мы о них не знаем, потому что с уходом кастратов некому стало исполнять. Женщинам это физически не под силу.
Интересно, что первым нарушил традицию писать для кастратов Моцарт: он очень любил женщин и считал естественным, чтобы женские партии исполняли дамы.
У Чечилии оказался уникальный голос — колоратурное меццо-сопрано, очень подвижный и низкий. В библиотеках она нашла клад — почти триста лет пылящиеся ноты старинных опер. На сегодняшний день никто кроме нее спеть это не в состоянии.
Зинаида ЛОСЕВА
АИФ
|
|