Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
"Я могу противостоять чему угодно, только не искушению"
С самого начала своей литературной карьеры Оскар Уайльд так скрупулезно работал над собственным имиджем, что в результате оказался заложником своей репутации. Нельзя сказать, что слава Уайльда со временем потускнела. Его по-прежнему читают, ставят в театре (пожалуй, только с кино не сложилось - фильмов по его текстам наперечет). Но со временем книга под названием "Жизнь Оскара Уайльда" вытеснила его собственные произведения.

В России об Уайльде узнали в последнее десятилетие XIX века - тогда писатель находился на пике своей славы. Но настоящую популярность он приобрел в 1900-е. Символисты подняли его на щит как "благовестника Красоты" (термин Бальмонта) и символ новых литературных веяний. Ему поклонялись, подражали, а имя "Дориан" стало нарицательным. Но и тогда его творчество не мыслилось без фигуры автора: франта в темно-лиловом бархатном жакете с кружевными манжетами, в ботинках с блестящими пряжками.

Впереди Уайльда идет слава записного денди и острослова, возмутителя общественного спокойствия и одного из символов гей-культуры. Даже готический "Портрет Дориана Грея" не смог тягаться в популярности с биографией своего создателя. В большинстве случаев именно его жизнь становится предметом рефлексии - научной (бесчисленные биографии), литературной (достаточно вспомнить знаменитый роман Питера Акройда "Завещание Оскара Уайльда"), кинематографической ("Уайльд" Брайена Гилберта со Стивеном Фраем в заглавной роли), театральной (спектакли Романа Виктюка). Его роман с молодым аристократом Альфредом Дугласом по прозвищу "Бози" и заключение в Редингской тюрьме тоже оказались составной частью этой PR-кампании, хотя и не задумывались как таковые.

Режиссер Деклан ДОННЕЛАН: Лучшее эссе Уайльда называется ужасно: "Душа человека при социализме"

Мой папа родом из очень-очень древней ирландской деревни. Моя мать тоже родом из такой же старой деревни, но другого района Ирландии. В деревне моего папы деревенским доктором был отец Оскара Уайльда. Семья моего отца была небедной и могла себе позволить услуги отца Уайльда, знаменитого офтальмолога.

У Оскара Уайльда есть великолепное эссе, которое мало кто читает, потому что заголовок ужасен: "Душа человека при социализме". Почему он так назвал свое произведение - да бог же его знает! Тем не менее, дав своему эссе такое название, он застраховался от прочтения его миллионами. Но в этом эссе он пишет потрясающие вещи. Один из любимых моих пассажей в этом эссе - что природа всегда следует за искусством, а не наоборот. И в некотором смысле он прав. Наше восприятие природы часто зависит от тех произведений искусства, которые нам довелось увидеть. Мы по-новому воспринимаем природу благодаря художнику. Есть очень забавные парадоксы у него: "Я могу противостоять чему угодно, только не искушению". Еще мне очень нравится цитата из его комедии "Как важно быть серьезным", там одна героиня говорит о другой: "После смерти мужа ее волосы совсем позолотели от горя".




• Наталья КОЧЕТКОВА
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы