Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Каждый вечер нон-стоп
Вчера Первый канал начал показ 24-серийного фильма Дмитрия Барщевского по мотивам романа Василия Аксенова "Московская сага". Накануне премьеры журналистам показали 5-часовой дайджест фильма и несколько первых серий. Судя по увиденному, "Московская сага" станет одним из главных событий телесезона. Такой многолинейной и многофигурной композиции в нашем кино еще не было.


Собственно, в нашем кино вообще не было саги - семейной хроники, в которой поколение сменяется поколением, судьба страны откликается в судьбах героев, а судьбы героев преломляются в судьбе страны. Говоря о прошлом, нынешнее телевидение лишь заглядывает в "Московские окна", а проводя своих героев сквозь десятилетия, отслеживает в лучшем случае "Две судьбы". Камерные истории - свидетельства сужения зрительского интереса и одомашнивания самого зрителя. И этом смысле "Сага" может стать произведением уникальным. В ней есть широкое дыхание времени и та "уравновешенная, сдержанная трагедия" личности, о которой говорит сам Аксенов. Наверное, по историческому охвату ее можно сравнить с двумя грандиозными советскими эпопеями - "Тени исчезают в полдень" и "Вечным зовом". А может быть, сравнивать не надо.

Ведь в ней нет "ни одного патетически сказанного предложения и всей этой советской, сопливой, приподнятой интонации. Речь идет о тех же событиях, о которых десятилетиями взахлеб говорило советское кино, но здесь все очень сдержанно". За годы, прошедшие с того времени, как мы смотрели "Вечный зов", а Аксенов в Америке писал свою "Сагу", события поменяли цвет и знак - с плюса на минус, с красного на черный - и теперь сам автор сравнивает свой роман с "Сагой о Форсайтах" Голсуорси. С той лишь разницей, что "там герои встречаются на five-o-clock, а здесь - на очных ставках".

"Московская сага" Василия Аксенова по определению одно из самых телегеничных произведений отечественной словесности. Он начинал ее как сценарий сериала для одного из американских каналов, лишь в рекламных целях подкрепленный романом. Вышло наоборот: сначала появился роман, напечатанный в России в 1992 году, а спустя почти десять лет - сценарий, написанный Натальей Виолиной. "Московская сага", столько лет просившаяся на экран, потребовала от своих создателей огромного количества ресурсов. Материальных - она снималась как большое кино, количество предметов реквизита зашкаливало за тысячу, а костюмов было сшито более 700 штук. Человеческих - только суперзвезд кино и театра здесь занято около двадцати, а участников массовых сцен - почти две с половиной тысячи.

Наконец, ресурсы моральные. "Сага" снималась три года. Такого на телевидении не бывает. Она могла устареть, не будучи оконченной. Могли сойти с дистанции актеры, занятые в других проектах. Могли закончиться деньги. За три года в съемочной группе родились 9 детей, 12 запланированных серий переросли в 24, был заново построен дом в Серебряном Бору и со всего бывшего Советского Союза свезены машины и трамваи 20-х годов, а в петербургском порту найден единственный в стране уцелевший корабль, из тех, на которых в 30-е годы перевозили заключенных. Реалии времени, атрибуты быта воссозданы в "Саге" необыкновенно тщательно. Обои в доме профессора Градова расписывались вручную. Платья 20-х годов почти рассыпались в руках от старости. Следуя за романом Аксенова, создатели фильма озвучили, оживили и перевели в визуальный ряд стереотипы эпохи, расставив для зрителя узнаваемые и удобные для восприятия вешки. Двадцатые годы - это премьера "Броненосца "Потемкин" Эйзенштейна, тридцатые - кабинеты Лубянки, сороковые - санитарка, которая выхаживает командира, а потом становится его фронтовой женой, послевоенные - классическая встреча фронтовиков на Белорусском вокзале и неизменная певица в кинотеатре.

Однако "Сага" - это кино, отнюдь не сделанное "под документ", как свидетельство или разоблачение времени. "Сага" ничего не разоблачает. И кабинеты Лубянки, и убийство Фрунзе, и сексуальные утехи Берии - для нас сегодня не откровения. Откровение то, что 80-летний профессор Градов смог взойти на кафедру и при полной аудитории высказать свое мнение о "деле врачей". И не побояться тех самых кабинетов Лубянки. Именно поэтому "Московская сага" будет для нас фильмом не об эпохе, а о людях эпохи, которых тогда осталось совсем мало. И о нас самих, среди которых подобных людей вообще не осталось.

"Московская сага", несмотря на трехлетний путь к зрителю, выходит на экран очень вовремя. "Идиот" Владимира Бортко сильно подогрел зрительский интерес к экранизациям. "Сага" снята не по законам большого кино. Она снята по законам кино телевизионного, многосерийного. Очень тщательно, очень подробно, не очень динамично, очень размеренно, очень личностно. Когда-то Василий Аксенов участвовал в рекламном туре по Америке. Сидел в магазине и надписывал экземпляры "Саги". Подошла женщина. Спросила: "О чем книга?" - "О России", - ответил Аксенов. Женщина отошла. Ей было неинтересно. Подошла другая. "О чем книга?" - "О семье врача", - сказал Аксенов. Книга тут же была куплена. Сегодня вечером нам тоже покажут кино о семье врача и о том, что каждый человек в этой семье, как, впрочем, и в любой другой, важнее самого крутого поворота эпохи.

Ирина Корнеева, Ольга Шумяцкая
"Российская газета"

КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ

И дольше саги длился фильм

Съемки длились полтора года. На съемочной площадке встретились невиданное количество звезд разных поколений. Инна Чурикова играет роль матери семейства Градовых и исполняет романс с Алексеем Кортневым. Кристина Орбакайте готовится войти в семью Юрия Соломина. Виктория Толстоганова ждет ребенка от Александра Балуева. А еще съемочная площадка свела вместе Ольгу Будину, Алексея Зуева, Андрея Смирнова, Сергея Безрукова, Дмитрия Харатьяна, Марину Яковлеву, Татьяну Самойлову, Регимантаса Адомайтиса, Вячеслава Шалевича, Михаила Ефремова.


Но не только подбором актеров привлекает к себе этот проект. Режиссер-постановщик - Дмитрий Барщевский снимает сагу по закону большого кино. Каждый кадр, каждый интерьер - все по-настоящему, никакой небрежности в деталях. Снимали кинометодом. Использовались реальные интерьеры. Чтобы воссоздать родовое гнездо Градовых - восстановили старую дачу в Серебряном Бору.

- Сегодня не многие захотят так выкладываться, но мы прожили жизнь в старом кино и привыкли работать с максимальной отдачей, - говорит Дмитрий Барщевский.

Сегодня на ТВ все подчинено прибыли, но продюсер, Антон Барщевский, - сам человек творческий. В течение четырех лет он возглавлял восточно-европейское отделение Фонда Стивена Спилберга "Выжившие в Холокост". Им было снято более пяти тысяч интервью с жертвами геноцида в России, странах СНГ, Восточной Европе. Вы можете прийти в Фонд Спилберга и найти в компьютере любой материал, связанный с этой трагической страницей ХХ века все в каталогах, на дисках, все систематизировано. Быть может, это спасет мир от повторных ошибок.

Сюжет "Московской саги" - это история знаменитого хирурга Градова.

Первый роман называется "Поколение зимы". Действие начинает разворачиваться в 1925 году в Москве. Род Градовых - это потомственные врачи, чья родословная идет от полкового лекаря петровских времен. К огорчению главного героя, дети увлечены революцией, не последовали семейной традиции.

До войны

Старший сын - Никита (Александр Балуев) стал высокопоставленным командиром Красной Армии. Средний, Кирилл, занялся марксистской философией. Младшая дочь - Нина(ее играет Ольга Будина) стала активисткой троцкистского подполья.

В трилогии присутствуют как вымышленные лица, так и исторические персонажи - Сталин, Троцкий, Булгаков, Мандельштам...

Профессор Градов оказывается приобщен к некоторым кремлевским тайнам. В частности, к зловещей хирургической операции над наркомом Фрунзе. Потом Градов всю жизнь не может себе простить, что, опасаясь за судьбу близких, поступился врачебным долгом...

В 1937-м сыновья профессора Градова оказываются жертвами репрессий, а сам профессор удостаивается высших государственных наград.

Во время Великой Отечественной войны происходит перелом в судьбе старшего сына Никиты Градова. В критический момент, когда Москва едва не была отдана Гитлеру, Сталин вытащил Никиту из колымского лагеря и поставил во главе Особой ударной армии. С этого начинается его головокружительная карьера в сталинской военной иерархии, которая привела его к званию Маршала СССР. Жизнь Никиты была оборвана в Германии накануне Победы случайным выстрелом немецкого мальчишки.

После войны

После войны на сцену жизни выступает третье поколение Градовых. Внук профессора Борис юношей ушел добровольцем в армию и попал в секретное подразделение ГРУ. Когда Борис вернулся в Москву, он нашел свою большую квартиру на улице Горького разграбленной. Отец погиб, а мать вышла замуж за американского военного атташе и уехала в Штаты.

Борис ведет жизнь пижона. Он становится чемпионом Советского Союза по мотогонкам и попадает в спортклуб ВВС, опекаемый сыном Сталина Василием (его играет Сергей Безруков) Кристина Орбакайте играет эстрадную певицу, в которую он затем влюбляется.

Над Градовыми вновь сгущаются тучи. Глава КГБ Берия похищает и насилует дочь поэтессы Нины Градовой. Сама Нина упрятана на Лубянку. Потрясенный Борис решает отомстить и организует покушение на Берию.

Разразившееся в 1953 году "Дело врачей" дает возможность старшему Градову искупить старый грех. На собрании в институте он объявляет это дело антисемитской провокацией и даже попадает на Лубянку, откуда выходит только после смерти недавнего своего пациента Иосифа Сталина.

В романе действие заканчивается смертью Сталина. В фильме события развиваются дальше. Василий Аксенов собирается написать продолжение и историю семьи дотянуть до наших дней.

Съемки заняли довольно большой отрезок времени, так как старую Москву уже найти непросто. Для съемок было выстроено 94 интерьера, сшито 734 костюма.

Татьяна Хорошилова


ИНТЕРВЬЮ С ВАСИЛИЕМ АКСЕНОВЫМ

Корреспонденты газеты связались с Василием Аксеновым, чтобы услышать его мнение о предстоящем показе.

- Василий Павлович, вы в фильме узнавали героев своего романа?

- Только по обстоятельствам. Если бы я увидел кого-нибудь из них на улице, вряд ли подумал бы, что это идет мой персонаж. Но в ходе съемок они меня убеждали, я привыкал к их зрительным образам, и теперь даже, когда я думаю о романе, мне представляются именно лица сериала. Кто из исполнителей особенно хорош? Александр Балуев в первых сериях. Великолепный актер, правда, он немного более солидного возраста, чем мой персонаж, выглядит старше его лет на десять. Но когда идут эпизоды Отечественной войны, он попадает в самую точку, там он просто превосходен... Юрий Соломин, Инна Чурикова... Там много актерских удач. Кристина Орбакайте неожиданно очень хороша. Сначала мы даже на эту тему спорили с Дмитрием Барщевским, она не соответствовала тому образу, который был у меня, потому что не совсем такой тип ресторанных красоток тогда был. У меня в книге - звезда сталинских ночей, ночной сталинской Москвы. Тогда, кстати, несмотря на тоталитарщину, ночная жизнь существовала, точнее, полуночная жизнь. Рестораны были открыты допоздна, какие-то молодые люди шлялись туда-сюда...

Орбакайте мой образ опровергает, но создает свой, интересный и очень сложный. И каким-то образом она выдвигается на передний план, хотя в книге она была промежуточным персонажем.

- Кто видел рабочий материал, утверждают: "Московская сага" - про то, что человек важнее самых крутых поворотов истории. Вы согласны?

- Да, и это, к слову, очень близко по смыслу к "Войне и миру" Толстого. Лев Николаевич, кстати, немножко противоречил сам себе, когда говорил, что великие события зависят не от отдельных людей или каких-либо исторических законов, их нет, а от миллиона различных человеческих произволов... Но произвол такого одного человека, как Сталин, он стоит, очевидно, нескольких миллионов других... Я давно заметил, что люди при самых тяжелых катастрофах или правительственных провалах начинают смотреть друг на друга особенным взглядом. Я это отмечал на улицах Москвы, скажем, в такие кошмарные времена, как конец 89-го года или 90-й год, когда все уходило из-под ног. Меня тогда уже начали узнавать. Меня окружали, начинали разговор - ну что вы скажете, как вы считаете, что будет дальше. И так внимательно смотрели не только на меня, но и друг на друга. Возникало какое-то странное непроизносимое единство. Чтобы не дать пропасть... В "Московской саге" никаких новых вещей не открывается, никаких кремлевских тайн не разглашается. Это действительно история о семье врача, так и есть - семейная сага. Тысячи семей, десятки миллионов людей жили в это страшное время и как-то умудрялись существовать. Даже радости какие-то находили...

- Вы будете смотреть картину по телевизору?

- Первые серии - да, но потом мне придется уехать во Францию, там у меня срочная работа. Вернусь уже в декабре, возьму кассету. Целиком ведь фильм я еще не видел, только рабочие куски. Но так или иначе, все уже позади, продукт готов, поступает на экраны, и, конечно, это большое облегчение, что произошло все-таки разрешение этого многолетнего труда. Теперь следует ожидать реакции зрителей. В доме, где я живу, все меня спрашивают, дрожат от нетерпения. Это результат активной раскрутки, того, что называется маркетингом. Теперь нам надо оправдывать ожидания...
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы