|
Литературный Нобель достался австрийской писательнице
Нобелевской премии в области литературы удостоилась 57-летняя австрийская писательница Эльфриде Елинек. Церемония объявления лауреата состоялась в четверг в Стокгольме.
В пресс-релизе, опубликованном на сайте, посвященном Нобелевским премиям, говорится, что награда присуждена Елинек "за музыкальность переливающихся в ее книгах и пьесах голосов, которые с необычайной лингвистической силой раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающую силу".
Среди наиболее известных произведений писательницы - романы "Пианистка", "Похоть", "Любовницы". Некоторые ее работы были экранизированы.
Решение удостоить высокой награды женщины и поэта было принято впервые с 1996 года, тогда члены специальной комиссии при Шведской академии присудили Нобелевскую премию польской поэтессе Виславе Шимборской.
Что касается исторической перспективы, то с начала вручения Нобелевских премий в 1901 году женщины этой награды удостаивались всего девять раз.
О романе Э. Елинек "Пианистка" читайте "Библиотечное Дело" № 2 за 2003 г.
ОБЗОР ПЕЧАТИ
Женщины пишут лучше мужчин
Ольга Мартыненко
"Московские новости"
Каждую осень Нобелевский комитет загружает почту сотнями писем, адресованных организациям и частным персонам, которых он полагает достойными внимания, с предложением представить до 1 февраля следующего года кандидата на Нобелевскую премию по литературе - с мотивацией или без оной. В ответ получает примерно 350 писательских имен. Некоторые кандидаты фигурируют из года в год, а иные из них так и умирают, не дождавшись вожделенной награды. В апреле список номинантов сокращается до 15 - 20 человек, а в конце мая их остается всего пять. Лето члены Шведской академии проводят в приятном занятии, читая (если они не сделали этого раньше) произведения этих пяти достойнейших. Первая встреча академиков проходит в середине сентября, и каждый из них излагает свое суждение о прочитанном. Будущий лауреат должен получить больше половины академических голосов. Выбор 18 пожизненных членов Шведской академии, как и все предшествующие ему процедуры, вершится в глубокой тайне.
Нобелевские премии по литературе присуждаются с 1901 года, и неправда, что ими награждаются лишь никому не известные лица, ибо среди лауреатов фигурируют имена Киплинга, Тагора, Ромена Роллана, Анатоля Франса, Шоу, Томаса Манна, Андре Жида, Фолкнера, Рассела, Маркеса, Камю, Белля и других светил мировой словесности, включая пять русских - Бунина, Пастернака, Шолохова, Солженицына, Бродского.
Но и новые имена в почетном списке тоже не редкость. Лауреатом Нобелевской премии 2004 года стала австрийская писательница Эльфриде Елинек. Награда подоспела как раз к ее дню рождения: г-жа Елинек родилась 20 октября 1946 года в небольшом австрийском городке. Ее отец, имея чешско-еврейские корни, во время войны работал химиком на крупном оборонном предприятии, что помогло ему избежать преследования. Мать родом из богатой венской семьи. В Вене же Эльфриде выросла и получила образование, в нежном возрасте научившись играть на фортепиано и органе, а затем в Венской консерватории освоив премудрости композиции.
Писать девушка тоже начала совсем молодой - ее литературный дебют пришелся на 1967 год. Любовь к музыке отразилась на ее творчестве самым естественным образом - недаром витиеватый вердикт шведских академиков подчеркивает "музыкальность ее голоса в рассказах и пьесах, отмеченных к тому же лингвистическим рвением и стремлением выявить абсурдность социальных клише и их удручающую власть".
Признание немецкой литературной публики Эльфриде Елинек принесли сборники рассказов "Женщины как любовницы" (1975), "Чудесные, чудесные времена" (1980) и автобиографическая проза "Учитель фортепиано" (1988), по которой режиссер Михаэль Ханеке в 2001 году снял фильм "Пианистка" с Изабель Юппер в главной роли (он шел в российском прокате). Эти сборники, каждый по-своему, рисуют картину безжалостного мира, общество насилия и подчинения, охотника и его жертвы. В романе "Похоть" (1989) Эльфриде Елинек анализирует самую болезненную, на ее взгляд, проблему нынешнего этапа культуры - сексуального унижения женщины.
Природа текстов писательницы с трудом поддается определению: это нечто среднее между прозой и поэзией, заклинаниями и гимнами, они содержат театральные сцены и кинокадры.
Список наград писательницы впечатляет. Но, как известно, выше Нобелевской премии нет ничего, и здесь Эльфриде Елинек обошла таких крупных мастеров, как Джойс Кэрол Оутс, Филипп Рот, датская поэтесса Ингер Кристенсен, сомалийский прозаик Нуруддин Фарах, удостоенных благосклонного внимания шведских академиков на первых этапах обсуждения премии.
То, что сейчас женщины пишут лучше мужчин, признают не только отъявленные феминистки, но и издатели-мужчины. Им виднее. А Шведской академии - и подавно.
ПОЛИТ.РУ
Лауреатка Нобелевской премии по литературе в отчаянииЛауреатка Нобелевской премии 2004 года в области литературы Эльфрида Елинек не поедет в Стокгольм за премией.
«В Стокгольм за этой премией я не поеду. Я больше чувствую отчаяние, нежели радость» — заявила австрийская писательница журналистам в Вене.
Как сообщает РИА «Новости», это связано с состоянием здоровья писательницы, а также тем, что Елинек считает, что не заслужила Нобелевскую премию.
«Никогда не думала, что именно я буду удостоена Нобелевской премии, скорее уж эта премия должна была быть присуждена другому австрийцу — Петеру Хандке», — сказала писательница.
По словам Елинек, она не рассматривает свою Нобелевскую премию, «как цветок в бутоньерке Австрии». «Я полностью дистанцируюсь от нынешнего австрийского правительства», — отметила писательница, передает «Newsru.com».
Елинек — первая женщина, пишущая на немецком языке, которая получила Нобелевскую премию после поэта Нелли Закс, удостоенной награды в 1966 году. Вообще со времени основания Нобелевскую премию в области литературы всего получило 89 литераторов-мужчин и только 10 женщин.
Напомним, что Елинек была удостоена Нобелевской премии «за музыкальный слог в новеллах и пьесах, которые с исключительной языковой выразительностью описывают нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу».
За «музыкальный слог» и обнажение «нелепостей» Елинек получит 10 миллионов шведских крон (более одного миллиона евро).
КОММЕРСАНТ
Гадать о том, кто же получит Нобелевскую премию по литературе, начинают задолго до официального объявления. На этот раз в лауреаты прочили женщину, чего не случалось со времени награждения польской поэтессы Виславы Шимборской в 1996 году. Так и вышло: жюри выбрало известную австрийскую писательницу Эльфриду Елинек. Уже сейчас можно предположить, что в своей Нобелевской речи она наверняка иронически пройдется по стереотипному восприятию так называемой "женской литературы".
За писательницей закрепилась репутация последовательной феминистки. Помимо "женской карты" у Эльфриды Елинек есть еще целый набор "козырей". 57-летняя писательница уже признана одним из самых выдающихся современных австрийских авторов, и у ее триумфа есть своя история.
Начинала Елинек как скандальный автор: на фестивале молодежной культуры в Инсбруке она получила сразу две премии, поэтическую и прозаическую. Но этот фестиваль имел репутацию поощряющего "порнографические тексты" и тут же был закрыт. Обвинения в порнографии преследовали ее и после выхода самых известных романов: "Пианистка" (1983) и "Похоть" (1989). Как и большинство тех, кого обвиняют в порнографии, сама писательница упреки не принимала. Она утверждала, что для нее был важен стилистический эксперимент. В романе "Похоть" она просто поменяла местами субъект и объект – описала мужчин с той же откровенностью, с которой они описывали женщин.
Что же касается романа "Пианистка", то в него Эльфрида Елинек вложила сложные политические смыслы. Главной для нее стала автобиографическая линия: выпускница Венской консерватории во всех подробностях живописала взаимоотношения авторитарной матери и полностью подчиненной ей дочери. Однако в истории о том, как авторитарная мать пытается сделать из в меру одаренной героини знаменитую пианистку, писательница увидела метафорическую аналогию с родной Австрией, торгующей своей прошлой музыкальной славой.
Вторую жизнь роман "Пианистка" получил в 2001 году, когда одноименная экранизация Михаэля Ханеке с Изабель Юппер в главной роли получила Гран-при Каннского фестиваля. Поклонники этого фильма вряд ли способны увидеть в нем какие-то политические иносказания: все литературные подробности и аллюзии режиссер сократил, целиком сосредоточившись на психологических и плотских страданиях героини. Но этого материала хватило с лихвой – Изабель Юппер, запершаяся в ванной с бритвой в руке, стала киносимволом.
В 1998 году творчество Эльфриды Елинек стало главной темой Зальцбургского театрального фестиваля (ее пьесы вошли в репертуар лучших немецкоязычных театров). Перечень литературных наград пополнился премиями имени Бюхнера и имени Гейне, а также званием "Драматург года". Она уже начала превращаться в национальное литературное достояние Австрии, но тут вновь возвысила голос протеста, объявив, что "уходит во внутреннюю эмиграцию", поскольку "для общественного деятеля жизнь в Австрии просто невыносима".
Стоит добавить, что в послужном списке Эльфриды Елинек еще и кратковременное членство в австрийской компартии. Таким образом, Нобелевский комитет остался верен себе. Как всегда, он выбрал не только литературу, но и общественную позицию, а точнее – оппозицию обществу. Только если в литературах третьих стран Нобелевский комитет особенно интересуют авторы, придерживающиеся европейских либеральных ценностей, то в Европе, напротив, те, кто вступает с этими ценностями в решительный бой. Однако, как всегда, эта общественная подоплека ни в коем случае не звучит в официальной формулировке комитета. Писательница-феминистка, бывшая коммунистка, авангардистка на грани порнографии, внутренняя эмигрантка из невыносимой Австрии награждена за тончайший литературный слух и музыкальность прозы.
ЛИЗА Ъ-НОВИКОВА
|
|