Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Вышел учебник по творчеству Марины Цветаевой
Произведения классиков литературы можно рассматривать с разных позиций. Перед литературоведом стоит одна-единственная задача - сделать творчество писателя еще более понятным для читателя, уловить скрытый смысл произведений. Можно отталкиваться от биографии классика, когда яркие события жизни являются толчками к созданию произведений и таким образом находят отражение в творчестве. Но, как неожиданно выяснилось, возможен и иной, чисто лингвистический подход к стихам и прозе. С таким подходом к творчеству Марины Цветаевой знакомит нас книга, вышедшая в издательстве "ФЛИНТА".

Когда выходит в свет новая книга о чьем-либо творчестве, всегда есть великий соблазн пуститься в широкие рассуждения на тему "А зачем так много?" Нет, правда, не достаточно ли книг о Пушкине, Лермонтове, Маяковском и Есенине? Их уже так много на прилавках, что выбор превращается в своеобразную лотерею. Можно выиграть - купить толковую, умную книгу и наконец понять все о человеке, написавшем "Я помню чудное мгновенье". А можно и проиграть. Купил не ту книжку и на всю жизнь остался в твердом убеждении, что Пушкин не великий поэт, а сатир. И Лермонтов ничем не лучше - злобный, ядовитый карлик. А Маяковский - осведомитель НКВД, жертвой которого стал несчастный алкоголик Есенин. Тем не менее книги о творчестве классиков продолжают выходить. А нужно ли это? Нужно! Хотя бы уже для того, чтобы увеличился процент умных книг по сравнению с квазилитературоведческой макулатурой.

В издательстве "ФЛИНТА" выпустили в свет книгу о творчестве Марины Цветаевой. Книга необычная. Она позиционируется как учебное пособие, однако, как это часто бывает, гораздо шире и глубже, чем банальный учебник.

Все дело в подходе к творчеству поэтессы. Автор книги Валентина Маслова предлагает рассматривать поэзию Цветаевой с точки зрения лингвокультурологии, являющейся одним из самых актуальных направлений современной лингвистики. Она рассматривает стихи через призму так называемых концептов. Именно поэтому такой подход заслуживает самого пристального внимания.

Концепт - новое понятие. Раньше широкой публике оно встречалось только лишь применительно к миру автомобилей. "На выставке был представлен концепт-кар "Тойота" - такая фраза не нова и понятна. Она означает, что нам показали конструкцию, в которой воплотились все представления инженеров и дизайнеров о современном автомобиле. Но что есть концепт применительно к литературе?

Во вступительной статье автор дает следующее определение: "Концепты - это ментальные сущности, которые имеют имя и отражают культурно-национальные представления человека. Концепты, выступая как компоненты нашего сознания и наших знаний о мире, являются предметом изучения философии, психологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и других гуманитарных наук".

Иными словами, концепты - это некие слова и понятия, вокруг которых так или иначе вращается творчество поэта. Кто-то когда-то заметил, что в песнях Андрея Макаревича бесконечное множество раз повторяется слово "дом". И оказалось, что дом - одна из самых больших ценностей музыканта. Это наиболее доходчивая аналогия, поясняющая суть понятия "концепт". Концепт - это своеобразная "оговорка по Фрейду", неосознанный пунктик в голове человека, к которому он постоянно возвращается, поскольку тот имеет глубинное значение. Все тот же "дом" Макаревича имеет гораздо более широкое значение, чем просто строение с крышей и стенами. Это источник покоя, радости, счастья и еще чего-то такого невыразимо прекрасного, что понимает только сам поэт и пытается составить цепочки слов и, сложив их в рифму, донести до нас эмоцию слова "дом".

Академик Дмитрий Лихачев расширил понятие "концепт" до понятия "концептосфера". То есть если исследовать эти самые основные "пунктики" творчества, то можно подобраться к сути самого творчества того или иного писателя.

И таким образом книга Валентины Масловой - попытка подойти к лирике Цветаевой со стороны ее концептосферы. Имеются в виду совокупности сгустков понятий, мотивов, образов, из которых, как мозаика, складывается мир великой поэтессы.

Для начала автор посвящает целую главу понятию концепта и концептосферы в культурологи. Таким образом, она весьма убедительно обосновывает свою точку зрения и только после этого приступает к разбору лирики Марины Цветаевой. Автор начинает с глобальных понятий, которыми, как правило, оперирует любой поэт. Это "время и вечность", а также "пространство".

Время - понятие по большому счету неопределенное, и всяк толкует его как умеет. Обращаясь к понятию времени в поэзии Цветаевой, Валентина Маслова прежде всего отталкивается от русского понимания времени. Это очень важно. Русские редко мыслят категориями настоящего, они чаще думают о прошлом или о будущем. "Что делать?" "Кто виноват?" Один вопрос о будущем, один о прошлом. И даже сам русский язык отреагировал на эту психологическую особенность по-своему - глаголы совершенного вида не имеют формы для настоящего времени, оно заменяется будущим.

Цветаева тоже не любит настоящего времени. Она вообще (как, впрочем, и всякий настоящий поэт) вне времени. Настоящее время противопоставлено у нее Вечности.

И с пространством у поэтессы свои отношения.

nauka.ru
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы