|
Фильтр новостей или просто цензура?
Две недели назад много говорили о методах тенденциозной подачи новостей и о политически корректном словаре, обеспечивающем "нейтральность" и "сбалансированность" медиа. Когда выяснилось, что традиционные средства нейтральности и корректности несколько зашкалили в стремлении обелить людоедов, явилось несколько любопытных публикаций о том, возможны ли в принципе объективные медиа.
Как известно, сообщения, например, для YahooNews отбирают редакторы. В сбалансированной подаче новостей играет роль и содержание материала, и его размер, и даже размер фотографий. В YahooNews считают, что в деле оперативной и нейтральной подачи новостей со всего мира человек никогда не уступит позиций программе. Кроме того, портал традиционно силен по части аналитики и оперативного комментария.
Словом, в Yahoo ничуть не собираются изживать углеродные формы жизни в пользу кремниевых. И уж тем более теперь, когда за роботами GoogleNews, ежесекундно прочесывающими 7 тысяч источников и обновляющих содержание сайта каждые четверть часа, завелся грешок по политической части: они оказались ангажированными. Да-да. Во внутренней политике США алгоритмы Google держат сторону консерваторов.
Видите ли, на днях при анализе того, каким образом новостные ресурсы сервируют политические новости, был обнаружен настоящий бунт машин. Оказалось, что как только речь заходит о критике Джона Керри, GoogleNews непропорционально часто ссылается на незначительные консервативные ресурсы и материалы мейнстримных медиа, критикующие демократического кандидата. При этом поиск "по Бушу" выдает довольно нейтральные и сбалансированные результаты. Озадаченный Кришна Бхарат, главный специалист по веб-поиску Google, назвал это явление "лингвистическим артефактом" и попытался объяснить эти чудеса тем, что упомянутое многажды "Джон Керри" производит комический эффект, чем и пользуются авторы пробушевских ресурсов. Есть и другие предположения: что ангажированность роботов есть результат оптимизации сайтов, что алгоритмы GoogleNews несовершенны и, разумеется, что некто в черном, источая запах серы, поигрывает системой.
Словом, в войне человека с машиной побеждаем мы, несовершенные, необъективные и пристрастные! Еще один пример тому - сервис по фильтрации спама eProvisia. Все предложенные до сих пор хитроумные системы, автоматически отсеивающие почтовый мусор, оказывались либо недостаточно бдительными, либо параноидальным образом изничтожали важную почту. (Важными я называю любые послания, не имеющие целью маркетинг, обман или пакость.) А вот сервис, предлагаемый подписчикам eProvisia, будет абсолютно надежен: почту здесь фильтруют не роботы, а люди (и всего-то за $20 в год).
ABCNews.com публикует список десяти ненавистных пользователю свойств компьютерных технологий, которые, увы, неизбежны.
И еще о пользовательских интерфейсах: порой юмор узких специалистов бывает интересен широким массам. Еженедельный комикс OK/Cancel, посвященный проблемам юзабилити, отныне будет выходить и в русском переводе. Каждую серию комикса сопровождает статья по мотивам той, что публикуется в оригинальном издании.
Правительство США по нечаянности опровергло догмат, из которого следует, что издания материалов, что свободно лежат в Сети, никто покупать не будет. Дело в том, что сухой 516-страничный документ, который можно прочесть совершенно бесплатно вот здесь, уже 8 недель бьет рекорды продаж книг нон-фикшн. Этот документ - отчет комиссии по расследованию событий 11 сентября. Событие стало полной неожиданностью для издателей, но не для авторов, настаивающих на полном и свободном доступе к их произведениям. Размещение литературных текстов в Сети поощряет интерес и в конечном счете продажи. Дело даже не в том, что "бумажная" книга удобней для чтения. Беглое пролистывание книги вряд ли поможет составить впечатление о ней, и кто знает, сколько продаж не состоялось из-за того, что потенциальный читатель просто не смог ближе ознакомиться с произведением, которое, возможно, прочел бы с удовольствием?
На подножку поезда охраны интеллектуальной собственности от потребителя пытаются вскочить безбилетники! Они не оплачивали кампаний в прессе, не тратились на лоббирование, не финансировали школьных программ по обучению "правильному" потреблению цифровых благ, не совали денег законодателям, не проводили рейдов и не тратились на судебные иски. Тем не менее издатели учебной литературы тоже хотят свой кусочек пирога: оказывается, cтуденты наглым образом таскают отсканированные копии учебников из пиринговых сетей eDonkey, WinMX, Gnutella и Freenet, а также каналов IRC вроде #Bookz, вместо того чтобы отдавать несколько законных фунтов мяса тем, кто из года в год тиражирует учебные пособия. Тем самым подрывается один из доходнейших издательских бизнесов. Издатели, называя такие действия воровством, требуют все это пресечь, запретить и наказывать.
Кондуктор, какая у нас там следующая остановка? Библиотеки?
Персонализация поиска не совершенствует его, а лишь организует полученные традиционными методами результаты (смотрите-ка, новейшим технологиям требуется совсем немного времени, чтобы стать "традиционными"). Тем не менее персонализация веб-поиска решительно становится темой дня: на прошлой неделе об открытии таких сервисов объявили искалки А9 и iZito, а теперь и AskJeeves. Сервис MyJeeves позволяет вести историю своих поисков и персонализировать запросы. Незарегистрированный пользователь может сохранять 1000 документов, зарегистрированный - сколько угодно, а сортировать и организовывать по собственному вкусу информацию о своих запросах смогут все. Интересно, долго ли ждать запуска службы персонализации поиска Google?
Отметим, что хранение закладок - способ "привязать" пользователя к определенному поисковику. Те, кто раскусит этот ход и не пожелает быть мишенью маркетинга, свернут, скорее всего, на дорожку, ведущую к del.icio.us, или к очень любопытному сервису Furl - или к другому независимому сервису закладок. Или, страшно сказать, предпочтут хранить их на локальном компьютере.
(Черт меня, что ли, тянул за язык?! Ссылку на Furl я поставила в среду, а уже в пятницу разнеслась весть о том, что Furl.net куплен компанией Looksmart! Причем затевается новый (бесплатный) сервис, каждый клиент которого получит 5 Гб дискового пространства для хранения личного архива веб-документов. Однако с каждым днем жить становится все интересней.)
|
|