Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Тринадцатый "Киношок" - итоги
22 сентября в Анапе завершился тринадцатый Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок-2004". На церемонии закрытия выступили театр танца "Айседора", Манана Тодадзе, Гасан Мамедов, ансамбль "Орэра", а также член жюри актриса Оксана Мысина и ее группа "Окси-Рокс"

Главный приз Гильдии киноведов и кинокритиков "Слон" был вручен режиссерам Антуану Каттину и Павлу Костомарову за фильмы "Мирная жизнь" и "Трансформатор" с формулировкой "За мирную трансформацию жизни в художественный образ". Диплом Гильдии присужден режиссеру Эрнесту Абдыжапарову (фильм "Сельская управа") с формулировкой "За добрый взгляд на злобу дня".
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков вручали кинокритики Евгения Леонова (Россия) и Алексей Дивеев-Церковный (Украина).

Приз жюри продюсеров был присужден российской ленте "Марс" режиссера Анны Меликян – абсурдистскому гротеску об известном боксере, который однажды попадает в небольшой городок, жители которого трудятся на фабрике мягких игрушек, которыми и получают зарплату. Борис, роль которого исполняет Гоша Куценко, проводит в городке всего лишь сутки, но это навсегда изменяет жизнь его обитателей.
Приз жюри кинопродюсеров вручал член жюри, заслуженный деятель искусств РФ, академик "Ники" Юрий Мацюк.

Приз молодежного жюри конкурса "Кино без кинопленки" получил фильм Светлана Баскова "Голова" (Россия), рассказывающий о том, как богатый русский получает в наследство голову, которой отсутствие тела не мешает существовать и давать дельные совету своему шефу.
Диплом молодежного жюри конкурса "Кино без кинопленки" –"Hello, Дохлый", режиссер Алексей Гордеев. Второй диплом – "Стигма" (Грузия), режиссер Ирина Гачечиладзе.

Детское жюри фестиваля под руководством Елены Санаевой присудило приз за лучший фильм для детей и юношества ленте "Четыре таксиста и собака" российского режиссера Федора Попова.

Главный приз международного жюри конкурса короткометражных фильмов "Шорт-Шок" достался работе казахского режиссера Серикбола Утепбергенова "Немая прохлада", криминальной драме без диалогов о немом старике и молодом человеке в тюремной камере.
Специальный приз международного жюри конкурса короткометражных фильмов "Шорт-Шок" – "Беглецы" (Россия, Таджикистан), режиссер Орзу Шарипов.
Второй специальный приз – "Рок-музыка" (Россия), режиссеры Виктор Алимпиев, Сергей Вишневский.
Призы конкурса "Шорт-Шок" вручали представители международного жюри фестиваля: Луис Миранда (Испания), Софии Мирус (Франция), Катрин Ниммегирс (Бельгия), Ханс-Иоахим Шлегель (Швейцария) и Маргарет фон Шиллер (Германия).

Главный приз в полнометражной программе был присужден фильму "Остров возрождения" (Казахстан) режиссера Рустема Абдрашева. Это поэтическая элегия о первой юношеской любви, действие которой разворачивается в 60-х годах в небольшом приаральском поселке, куда приезжает семья нового партийного начальника. В его дочь, Жибек, влюбляется местный паренек Жарас. Родители, школьное руководство и сельчане не понимают и осуждают влюбленных. На педсовете Жараса заставляют предать свою любовь, и, не выдержав совершенного поступка, юноша покидает родной поселок.
Главный приз фестиваля – "Золотая Лоза" – за лучший полнометражный фильм вручал председатель Большого жюри, поэт Андрей Дементьев.

Приз "За лучшую режиссуру" получил Серик Апрымов (Казахстан) за фильм "Охотник",
"За лучший сценарий" – Эрнест Абдыжапаров за фильм "Сельская управа" (Кыргызстан-Германия), "За лучшую операторскую работу" – Рейн Котов за фильм "Сомнамбула" (Эстония-Финдляндия). Лучшей женской ролью на "Киношоке-2004" была признана работа Даны Агишевой, сыгравшей главную героиню в фильме "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной.
Номинация "Лучшая мужская роль" досталась Абиду Асомову и Нодиру Сайдалиеву за фильм "Великан и коротышка" (Узбекистан) режиссера Джахангира Касымова.
Специальным призом Большого жюри был отмечен фильм "Марс" режиссера Анны Меликян (Россия).
Традиционный приз "Госпожа Удача" им. Павла Луспекаева "За мужество и достоинство в профессии" получил оператор Вадим Юсов.

ОТ ХУЦИЕВА ДО ЗВЯГИНЦЕВА

Идет новая волна русского кино
Ирина Корнеева

За ходом ХIII Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии, завершившегося в Анапе, следили представители восьми международных кинофестивалей, составившие международное жюри "Киношока". Немецкий критик и историк кино Ганс Шлегель, открывший Сокурова Берлину и Звягинцева Венеции (будучи отборщиком Берлинского и Венецианского кинофестивалей), рассказал "РГ", какое впечатление на него произвел национальный кинематограф.


- Конечно, после прошлогоднего успеха в мире, когда все три картины из России, представленные на Венецианском кинофестивале, завоевали награды ("Возвращение" Андрея Звягинцева - "Золотого льва", российско-азербайджанская "Нефть" Мурада Ибрагимбекова - "Серебряного льва" за лучший короткометражный фильм, "Последний поезд" Алексея Германа-младшего - специальное упоминание жюри дебютов. - Ред.), едешь смотреть и новые русские фильмы, и фильмы ваших бывших союзных республик с большими ожиданиями.

Я тогда усматривал параллель тому, что произошло во время оттепели, когда молодые режиссеры, и в первую очередь Марлен Хуциев с картиной "Застава Ильича", реабилитировал действительность, прорвав все шаблоны окаменевшего постсталинского кинематографа. Они искали темы собственного существования и собственные образы, что, кстати, происходило и с фильмами новой волны на Западе.

В этом году я увидел много картин молодых режиссеров. Ожидал я, честно говоря, от них большего. Некоторые пошли только механическим путем, постаравшись повторить успех прошлогодней модели. Но слишком долго уже в России занимались имитацией. Сейчас необходимо, чтобы молодые ушли от импортных сюжетов и импортных образов, не убили настоящую надежду на то, что наконец опять начинается русский кинематограф, а не американский кинематограф по-русски. Я убежден, что это происходит. Только возникла временная и, надеюсь, непродолжительная пауза...

И в кинематографе бывших советских республик также видна тенденция наконец-то говорить о собственной действительности. Отрадно, что появляется совместная продукция центральноазиатских режиссеров с Россией, что русские продюсеры помогают им развиваться и говорить собственным языком. Ведь все страны, которые жили вместе, не утратили общий язык. У них есть общий опыт, а значит, они понимают свое специфическое творческое начало. Для Запада, предположим, хорошее казахское или киргизское кино - любопытная экзотика. Но чаще всего мы сталкиваемся с кино вообще без домашнего адреса, в котором ни тема, ни образность не связаны с какими-то русскими или национальными фантазиями, травмами, мечтами... Это кино в обществе вообще никакой роли играть не будет - это только подделка. Ну кто покупает русскую кока-колу? Тогда как вот русский квас - это что-то особенное. Оригинал всегда свежее и убедительнее.

Сейчас в Германии начинается прокат нового русского кино. Очень бы хотелось, чтобы в мире увидели и казахские картины, справедливо отмеченные на "Киношоке", и особенно казахский "Остров возрождения", получивший на фестивале в Анапе главный приз и подаривший встречу с очень качественным и вдумчивым кинематографом. А это необходимо - вернуть в кино интеллектуально заинтересованного зрителя, не опуститься до развлекательных жанров и не выпасть из сферы культуры.

В чем еще для меня важность "Киношока"? Часто в русской критике недооценивают значение короткого метра. Но в те времена, когда очень сложно было найти хороший русский фильм, я старался это сделать с помощью короткого метра, и чаще всего мог гарантировать успех. Так и случалось. Исторический момент фестиваля в Анапе заключается в том, что здесь впервые программно сделали акцент на коротком метре. Ведь именно в нем зарождается будущее. А не в каких-то американских или французских фильмах коммерческого характера, хорошо сделанных, но не имеющих никакого отношения к процессу развития кинокультуры. В коротком же метре всегда находишь событие, совершенно новый взгляд и таким образом связываешь прошлое с настоящим...
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы