Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
День памяти Николая Гумилева
25 августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме пройдет «День памяти Николая Степановича Гумилева». В видеогостинной будут демонстрироваться фильмы «Африконская охота», «Ариадна», «Ленинградское дело. Николай Гумилев». Состоится презентация книги В.Шубинского «Николай Гумилев: жизнь поэта», образ которого дан в широком контексте эпохи и жизни страны. Система гимназического образования в России и колоритные детали абиссинской истории, малоизвестные страницы Первой мировой войны и подробности биографий парижских оккультистов, стихи полузабытых поэтов и газетная реклама столетней давности – все это помогает лучше понять окружавший поэта мир, а значит, и его самого.

24 августа 83-я годовщина гибели поэта Николая Гумилева. 24 августа 1921 года по обвинению в контрреволюционном заговоре он был расстрелян под Петербургом. Один из ярких представителей плеяды "Серебряного века", Николай Гумилев занимает в этом ряду особое место. Талантливый поэт, он был также блестящим офицером, на Первой мировой войне за храбрость и мужество награжден двумя Георгиевскими крестами, много путешествовал по миру. Остается только удивляться тому, сколько успел свершить этот оригинальный мастер русской словесности, проживший всего 35 лет.

Родился он в 1886 году в Кронштадте, учился в Царскосельской гимназии, где директором был поэт Иннокентий Анненский. Свой первый сборник издал в 1905 году, и тогда же на молодого поэта обратил внимание Валерий Брюсов. Спустя пять лет он обвенчался с Анной Горенко - будущей знаменитой поэтессой Анной Ахматовой. Николай Гумилев создал литературное объединение "Цех поэтов", после революции был избран руководителем Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов. Погиб в первую волну гонений на виднейших представителей интеллигенции.

В советское время творчество Николая Гумилева было под запретом. Сейчас впервые в России издательство "Воскресение" выпускает полное собрание сочинений Николая Степановича Гумилева в 10 томах. В вышедших первых четырех книгах представлено его поэтическое творчество, в качестве иллюстраций используются рисунки самого автора. За последние десять лет востребована и драматургия Николая Гумилева - разные театры страны включали в свой репертуар его пьесы "Отравленная туника", "Охота на носорога", "Гондла".

Свое отношение к смыслу творчества Гумилев выразил в статье "Письма о русской поэзии": "Прекрасные стихотворения как живые существа входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют: среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья".

Спустя 70 лет историки, проанализировав все документы, установили, что все дело Таганцева было сфальсифицировано. Как следует из материалов следствия, Гумилев бы признан виновным в "активном содействии Петроградской боевой организации в составлении для нее прокламаций контрреволюционного содержания, в обещанном личном участии в мятеже и подборе враждебно настроенных к Советской власти граждан для участия в контрреволюционном восстании в Петрограде, в получении денег от антисоветской организации для технических нужд".

Проверив материалы дела, извлеченного из архивов КГБ, Генеральный прокурор СССР не обнаружил там никаких данных о контрреволюционной деятельности Гумилева. В 1991 году дело поэта Николая Гумилева было прекращено за отсутствием состава преступления.

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 15 апреля 1886 года в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе, здесь учился в гимназии, директором которой был известный поэт И.Анненский. После окончания гимназии уехал в Париж, в Сорбонну. К этому времени он был уже автором книги "Путь конквистадоров", замеченной одним из законодателей русского символизма В.Брюсовым.

С детства Гумилева привлекала романтика путешествий. Особую любовь он испытывал к Африке, этому таинственному континенту, опыт многотрудных скитаний по которому отразился в стихотворениях, вошедших в книгу "Шатер".

Вернувшись в Россию, выпустил сборник стихов "Жемчуга", сделавший его известным поэтом. В 1910 году он женился на Анне Горенко (А.Ахматовой).

В 1911-12 годах вместе с поэтом Сергеем Городецким организовал "Цех поэтов", в недрах которого зародилась программа нового литературного направления - акмеизма.

В 1914 году Гумилев уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 года он уже награжден двумя Георгиевскими крестами.

В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник "Колчан", написаны пьесы "Гондла" и "Отравленная туника".

В 1918-21 годах Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатался, работал в издательстве "Всемирная литература", читал лекции; в 1921 году руководил Петроградским отделением Союза поэтов, являлся наставником молодых поэтов на студии "Звучащая раковина". Стихи этих лет собраны в сборнике "Огненный столп", вышедший в Берлине после его смерти.



“Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного иека” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному” и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, “естеству”. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов началаXX века Николая Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада “Капитаны” из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов “Жемчуга” — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:

Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник “Колчан”:

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Современники называли Гумилева поэтом-воином. Один из них писал: “Войну он принял с простотою... с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”. Как известно, в годы первой мировой войны Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. По его прозе и стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.
В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганъя красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливанъем пули,
Что меня с землею разлучит.

Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году — это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В них мы видим нового Гумилева, поэтическое искусство которого обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В творчестве Николая Гумилева мы находим отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии — экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта:

Я знаю веселые сказки таинственных строк
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Прекрасный художник, Николай Гумилев оставил интересное наследие, оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.

(Из школьных сочинений)
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы