|
От абстрактного к чисто конкретному
Вышла популярная энциклопедия постмодернизма
Энциклопедия Ричарда Аппиньянези и Криса Гэрретта "Знакомьтесь: Постмодернизм" - вторая книга серии так называемых интеллектуальных комиксов, запущенной английским издательством Icon Books и призванной знакомить массового читателя со всевозможными идеологиями, художественными направлениями и научными системами, а также с учениями и творческим наследием различных хрестоматийных фигур - от Будды до Сартра.
Книга 'Знакомьтесь: Постмодернизм' отличается от прочих интеллектуальных комиксов из лихо запатентованной англичанами серии тем, что по своей теме точно соответствует характеру всего проекта и в каком-то смысле описывает его, а значит, и саму себя. Действительно, 'измы' в комиксах - постмодернизм чистой воды, очередное доказательство того, что клиповая культура универсальна и всеядна. Со страниц книги смотрят черно-белые лица всевозможных уорхолов, дюшанов, лиотаров, бодрийаров и соссюров, перемежаемые прочими объектами, главными из которых, как правило, оказываются неизменные 'пузыри' с высказываниями означенных культурных героев. Пассажи Ричарда Аппиньянези, обрамляющие рисунки Криса Гэрретта, содержат ощутимую дозу того, что принято называть полистилистикой. Аппиньянези то симулирует гуманитарно-научный стиль, то выдает неожиданные 'телеги' в духе советской критики вроде 'кубизм был спущен с цепи 'Авиньонскими девушками' Пикассо'. И это тоже постмодернизм в действии.
Книга, по замыслу авторов, представляет собой выжимку из всей совокупности явлений, важных для понимания постмодернизма и для ознакомления с его историей. В начале приведен текст искусствоведа и теоретика Чарльза Дженкса, где проговариваются азы. Дальше читателя ждет конкретика - от кубизма и структурализма до музея холокоста. И здесь читателя подстерегает главное разочарование: перед нами просто тексты (иногда не столь уж короткие), отрывочно повествующие о предмете и либо грешащие упрощением, либо заставляющие вчитываться. Написаны они местами занудно, так что даже полистилистика не спасает. Сама идея передачи сложных смыслов в комиксах предполагает особую, если не ключевую роль картинки. Здесь же изображения добавляют дежурной живости и отчасти способствуют механическому запоминанию, а кроме того, худо-бедно знакомят публику с внешностью представляемых ей гигантов мысли (хотя иногда и не совсем понятно, кто есть кто). Однако в плане интеллектуального восприятия визуальный ряд мало что меняет. Редкие исключения - например, наглядно проиллюстрированная концепция четырех фаз образа Жана Бодрийара или графически изображенная разница между синтагматикой и парадигматикой - позволяют еще более отчетливо увидеть, как мало используется потенциал рисунка в других случаях. Впрочем, порой и правда непонятно, как можно было отобразить излагаемую мысль в картинке, и тогда возникает вопрос о том, стоило ли помещать это сюда. А также о том, действительно ли интеллектуальный комикс является удачным изобретением.
Вот нам рассказывают про введенное Фердинандом де Соссюром различение обозначающего и обозначаемого, а иллюстрируется это портретами Соссюра и его неназванных оппонентов. Вот Жан-Франсуа Лиотар говорит об определении постмодернизма через модернизм, а нарисован молодой человек, который просит Лиотара 'повторить еще разок'. Если массовый читатель и поймет Соссюра с Лиотаром, то отнюдь не благодаря рисунку и ничуть не в большей степени, чем если бы он имел дело с обычным учебником. Так что комикс по большей части остается ловкой приманкой, создающей иллюзию доступности. Конечно, и на том спасибо - пропозиционированная как комикс, книга получает огромную аудиторию, которая, во-первых, будет чувствовать себя приобщившейся к играм 'высоколобых', а во-вторых, авось, и в самом деле усвоит магические слова 'семиотика' и 'синтагматика'. Остап Бендер, как известно, помнил восемь латинских исключений, и это помогло ему добиться успеха.
Ричард Аппиньянези. Знакомьтесь: Постмодернизм/При участии Зияуддина Сардара и Патрика Карри. Рис. Криса Гэрретта. Пер. с англ. В. Правосудова. - СПб.: Академический проект, 2004. - 176 с.
Кирилл Решетников
|
|