Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Шедевры кукольных театров России
21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольного театра. Сегодня специалисты Бахрушинского музея реставрируют предметы, которые станут частью будущей экспозиции Музея детских и кукольных театров в Музейно-театральном квартале на Павелецкой. БТМ знакомит со сложным и кропотливым процессом реставрации и рассказывает историю будущих экспонатов – артефактов истории отечественного театра кукол.
«Искусство театра кукол в России, зародившись в древности из культовых обрядов и народных игр, затем сформировавшись в XVII в. как народный бесцензурный уличный кукольный театр и рождественское кукольное представление, продолжило свое развитие, снискав популярность и любовь всех слоев общества в качестве традиционных цеховых представлений XVIII столетия. Эта народная любовь породила многочисленные домашние любительские кукольные представления, которые прочно вошли в повседневный̆ быт и культуру России XIX века. В ХХ веке они будут существенным фактором возникновения феномена современного профессионального театра кукол – «другого театра». Первым станет в Петрограде спектакль Кукольного театра режиссера Н. Сазонова и искусствоведа Ю. Слонимской «Силы любви и волшебства» (Петроград, 1916 г.)», – рассказал доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.
Отдельным жанром кукольного искусства являются эстрадные номера с куклами. Большую роль в формировании эстрадного кукольного направления сыграли Евгений Деммени (1898-1969) и Сергей Образцов (1901-1992), стоявшие у истоков создания профессиональноно театра кукол в нашей стране. Опыт, накопленный в театральных работах, был использован ими и в эстрадной деятельности. Как отмечают историки, «огромная заслуга Евгения Деммени заключается в том, что он сумел необычайно профессионализировать искусство эстрадного представления». Со своими номерами «Цыганский танец», «Хирургия», «Монолог Барона», «Анна Каренина» он выступал в огромных концертных залах и на открытых летних эстрадах, институтах и школах, на заводах и в госпиталях. И всегда его ждал успех, замечательные куклы и мастерство исполнителя целиком приковывали внимание зрителей. Часто объектом пародии Деммени становилось театральное искусство. 
«В своих эстрадных номерах Деммени часто пародировал артистов, выступающих в разных жанрах. Он высмеивал дурное исполнение, штампы и стереотипы. Например, в номере «Кармен» Деммени иронизировал над попытками казаться оригинальным в искусстве за счет искажения классического произведения. После реставрационных работ оригинальная кукла Кармен, как и другие легендарные куклы из фондов БТМ, будет готова к экспонированию в Музее детского и кукольного театров в Музейно-театральном квартале», – рассказала заведующая отделом фондов детских и кукольных театров БТМ Светлана Гнутикова.
Для подготовки музейных шедевров к выставкам разрабатывается особая реставрационная программа. Предметы обеспыливаются, проводится фрагментарный демонтаж и механическая очистка деталей и каркаса. 
«Мы проводим лабораторные исследования, помогающие определить состав старого клея и подобрать нужный растворитель для удаления его следов. Очистка проводится разными способами в зависимости от материала и от сложности загрязнения. Утраченные детали восполняются», – объяснила художник-реставратор 1 кат. БТМ Екатерина Шельбах.
«Третий жанр»
В 1958 году в Бухаресте прошел Первый международный фестиваль театров кукол, где спектакли советских кукольников подверглись разгромной критике за несовременность. Изучение зарубежного опыта настроило отечественных кукольников на путь экспериментов. В кукольные спектакли стали включаться элементы драматического театра, кино, мультипликации, балета, пантомимы и самое главное – актер вышел из-за ширмы на передний план. Человек участвовал в спектаклях так называемого «третьего жанра» наравне с куклой. Этот жанр восходит к ранним европейским театрально-зрелищным формам.
«Одной из первых в этом ряду стала постановка «В золотом раю», осуществленная в 1959 году в Ленинградском Большом театре кукол. Спектакль по пьесе братьев Чапеков «Из жизни насекомых» в режиссуре Михаила Королева решительным образом изменил отечественное кукольное искусство. На контрасте кукол и актерской игры «в живом плане» был показан конфликт между миром грубой силы и Человеком с большой буквы. Сейчас на реставрации находится кукла художницы Валентины Малахиевой «Бабочка Клития», задействованная в этой постановке. Кукла сочетает в себе зоологические и человеческие черты, а также обладает сложной механикой», – отметила Светлана Гнутикова.
Для деталей из ткани с разрывами и утратами реставраторы готовят материал для дублирования и нити для укрепления. Они окрашиваются специальными красителями в зависимости от волокна ткани – углеводного или белкового происхождения. 
«Если есть необходимость в термоклеевом дублировании, то на дублировочную ткань наносят акриловый клей. После этого оставляют сохнуть естественным образом при комнатной температуре. Дублирование проводится металлическим шпателем, нагретым до 60 ℃ через фторопластовую пленку, с последующим укреплением ткани», – уточнила Екатерина Шельбах.
Новая волна 
В 1970-е годы в Советском Союзе родился феномен театров кукол «уральской зоны» — театров, предложивших свой взгляд на развитие кукольного искусства. Смелые идеи, которые невозможно было воплотить ни в Москве, ни в Ленинграде, нашли свое воплощение на Урале и в Сибири. 
«Для дальнейшего развития кукольного искусства в стране нужна была организация профессионального обучения деятелей театра кукол, которую создал в конце 1950-х гг. режиссер Михаил Королев. Его ученики, а затем ученики его учеников существенно расширили сферу выразительных и репертуарных средств, возможностей отечественного театра кукол, создавших нынешнюю эстетику театра кукол XXI столетия», – отметил доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.
Ярким представителем «уральской зоны» стал ученик Михаила Королева режиссер Виктор Шрайман. Вместе с художником Марком Борнштейном в 1972 году они были направлены в Магнитогорск для создания там театра кукол.  
«Театр куклы и актера «Буратино»» стал одним из самых передовых театров страны, а его спектакли вошли в золотой фонд отечественного искусства. Важным событием стала постановка в 1979 году мюзикла «Человек из Ламанчи». Спектакль был построен на сочетании работы со сложнейшей системой театральной куклы – марионеткой – и элементов драматического, циркового, вокального, хореографического, пантомимического искусства. Это был полномасштабный мюзикл, сочетавший драматическую игру и работу актера-кукольника. Спектакль имел феноменальный успех у зрителей как в стране, так и за рубежом», – рассказала Светлана Гнутикова.
Потомок Вентцелей
После открытия Музея детского и кукольного театров в составе Музейно-театрального квартала на Павелецкой, гости увидят кукол из постановки «Счастливый чайник» Костромского театра кукол 1978 года. Режиссер Юрий Вентцель, представитель знаменитой творческой семьи, выпускник Щукинского училища, однокурсник Василия Ланового и Василия Ливанова, из-за болезни был вынужден оставить актерскую профессию, что не помешало ему реализоваться как режиссеру и художнику в драме и театре кукол. Его постановки с успехом шли на сценах театров Москвы и Ленинграда, Костромы и Магадана, Челябинска и Благовещенска. Куклы из «Счастливого чайника» выполнены по эскизам замечательной художницы Ирины Мельниковой.
«Ирина Мельникова – частый участник различных выставок произведений театрального искусства. Ее эскизы кукол и декораций не оставляют зрителей равнодушными. Одним из творческих успехов художницы стал результат сотрудничества с Юрием Вентцелем. Яркие и неповторимые по форме куклы в «Счастливом чайнике» отражают не только целостный образ спектакля, но и постоянный поиск новых художественных средств в театре кукол», – заметила заведующая отделом фондов детских и кукольных театров БТМ Светлана Гнутикова.
Династия чревовещателей
Специалисты БТМ реставрируют уникальную куклу «Андрюша» из эстрадных номеров династии Донских, чревовещателей в четырех поколениях. Первым из них – еще в царской России — был Григорий Михайлович Донской, выступавший на коронации Николая II. Дело основателя жанра продолжила его дочь Мария Донская – заслуженная артистка РСФСР, первая русская женщина-чревовещательница. В 1928 году она дебютировала с номером чревовещания – беседа с куклой «Андрюшей». Мария Донская выходила на советскую и международную эстраду несколько десятков лет, став выдающимся мастером вентрологии (от англ. ventriloquism, «голос из живота»). Дочь и внучка Марии Донской впоследствии также продолжили семейную традицию. 
Оригинальную куклу «Андрюша», созданную в 1928 г., можно увидеть в конце 2025 года в Музее детского и кукольного театров в Музейно-театральном квартале на Павелецкой. 
«Сегодня искусство играющих кукол России все шире включает в свою сферу и драматический, и музыкальный театры, и киноискусство, и искусство цирка, и мультимедиа, и IT-технологии. При этом его основой остается все та же изначальная магическая практика «оживления неживого», наполненная современными цивилизационными достижениями культуры, театральной теории, науки и техники и направленная на исполнение его художественной, нравственной и общественной миссии», – подытожил доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы