21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольного театра. Сегодня специалисты Бахрушинского музея реставрируют предметы, которые станут частью будущей экспозиции Музея детских и кукольных театров в Музейно-театральном квартале на Павелецкой. БТМ знакомит со сложным и кропотливым процессом реставрации и рассказывает историю будущих экспонатов – артефактов истории отечественного театра кукол.
«Искусство театра кукол в России, зародившись в древности из культовых обрядов и народных игр, затем сформировавшись в XVII в. как народный бесцензурный уличный кукольный театр и рождественское кукольное представление, продолжило свое развитие, снискав популярность и любовь всех слоев общества в качестве традиционных цеховых представлений XVIII столетия. Эта народная любовь породила многочисленные домашние любительские кукольные представления, которые прочно вошли в повседневный̆ быт и культуру России XIX века. В ХХ веке они будут существенным фактором возникновения феномена современного профессионального театра кукол – «другого театра». Первым станет в Петрограде спектакль Кукольного театра режиссера Н. Сазонова и искусствоведа Ю. Слонимской «Силы любви и волшебства» (Петроград, 1916 г.)», – рассказал доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.
Отдельным жанром кукольного искусства являются эстрадные номера с куклами. Большую роль в формировании эстрадного кукольного направления сыграли Евгений Деммени (1898-1969) и Сергей Образцов (1901-1992), стоявшие у истоков создания профессиональноно театра кукол в нашей стране. Опыт, накопленный в театральных работах, был использован ими и в эстрадной деятельности. Как отмечают историки, «огромная заслуга Евгения Деммени заключается в том, что он сумел необычайно профессионализировать искусство эстрадного представления». Со своими номерами «Цыганский танец», «Хирургия», «Монолог Барона», «Анна Каренина» он выступал в огромных концертных залах и на открытых летних эстрадах, институтах и школах, на заводах и в госпиталях. И всегда его ждал успех, замечательные куклы и мастерство исполнителя целиком приковывали внимание зрителей. Часто объектом пародии Деммени становилось театральное искусство.
«В своих эстрадных номерах Деммени часто пародировал артистов, выступающих в разных жанрах. Он высмеивал дурное исполнение, штампы и стереотипы. Например, в номере «Кармен» Деммени иронизировал над попытками казаться оригинальным в искусстве за счет искажения классического произведения. После реставрационных работ оригинальная кукла Кармен, как и другие легендарные куклы из фондов БТМ, будет готова к экспонированию в Музее детского и кукольного театров в Музейно-театральном квартале», – рассказала заведующая отделом фондов детских и кукольных театров БТМ Светлана Гнутикова.
Для подготовки музейных шедевров к выставкам разрабатывается особая реставрационная программа. Предметы обеспыливаются, проводится фрагментарный демонтаж и механическая очистка деталей и каркаса.
«Мы проводим лабораторные исследования, помогающие определить состав старого клея и подобрать нужный растворитель для удаления его следов. Очистка проводится разными способами в зависимости от материала и от сложности загрязнения. Утраченные детали восполняются», – объяснила художник-реставратор 1 кат. БТМ Екатерина Шельбах.
«Третий жанр»
В 1958 году в Бухаресте прошел Первый международный фестиваль театров кукол, где спектакли советских кукольников подверглись разгромной критике за несовременность. Изучение зарубежного опыта настроило отечественных кукольников на путь экспериментов. В кукольные спектакли стали включаться элементы драматического театра, кино, мультипликации, балета, пантомимы и самое главное – актер вышел из-за ширмы на передний план. Человек участвовал в спектаклях так называемого «третьего жанра» наравне с куклой. Этот жанр восходит к ранним европейским театрально-зрелищным формам.
«Одной из первых в этом ряду стала постановка «В золотом раю», осуществленная в 1959 году в Ленинградском Большом театре кукол. Спектакль по пьесе братьев Чапеков «Из жизни насекомых» в режиссуре Михаила Королева решительным образом изменил отечественное кукольное искусство. На контрасте кукол и актерской игры «в живом плане» был показан конфликт между миром грубой силы и Человеком с большой буквы. Сейчас на реставрации находится кукла художницы Валентины Малахиевой «Бабочка Клития», задействованная в этой постановке. Кукла сочетает в себе зоологические и человеческие черты, а также обладает сложной механикой», – отметила Светлана Гнутикова.
Для деталей из ткани с разрывами и утратами реставраторы готовят материал для дублирования и нити для укрепления. Они окрашиваются специальными красителями в зависимости от волокна ткани – углеводного или белкового происхождения.
«Если есть необходимость в термоклеевом дублировании, то на дублировочную ткань наносят акриловый клей. После этого оставляют сохнуть естественным образом при комнатной температуре. Дублирование проводится металлическим шпателем, нагретым до 60 ℃ через фторопластовую пленку, с последующим укреплением ткани», – уточнила Екатерина Шельбах.
Новая волна
В 1970-е годы в Советском Союзе родился феномен театров кукол «уральской зоны» — театров, предложивших свой взгляд на развитие кукольного искусства. Смелые идеи, которые невозможно было воплотить ни в Москве, ни в Ленинграде, нашли свое воплощение на Урале и в Сибири.
«Для дальнейшего развития кукольного искусства в стране нужна была организация профессионального обучения деятелей театра кукол, которую создал в конце 1950-х гг. режиссер Михаил Королев. Его ученики, а затем ученики его учеников существенно расширили сферу выразительных и репертуарных средств, возможностей отечественного театра кукол, создавших нынешнюю эстетику театра кукол XXI столетия», – отметил доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.
Ярким представителем «уральской зоны» стал ученик Михаила Королева режиссер Виктор Шрайман. Вместе с художником Марком Борнштейном в 1972 году они были направлены в Магнитогорск для создания там театра кукол.
«Театр куклы и актера «Буратино»» стал одним из самых передовых театров страны, а его спектакли вошли в золотой фонд отечественного искусства. Важным событием стала постановка в 1979 году мюзикла «Человек из Ламанчи». Спектакль был построен на сочетании работы со сложнейшей системой театральной куклы – марионеткой – и элементов драматического, циркового, вокального, хореографического, пантомимического искусства. Это был полномасштабный мюзикл, сочетавший драматическую игру и работу актера-кукольника. Спектакль имел феноменальный успех у зрителей как в стране, так и за рубежом», – рассказала Светлана Гнутикова.
Потомок Вентцелей
После открытия Музея детского и кукольного театров в составе Музейно-театрального квартала на Павелецкой, гости увидят кукол из постановки «Счастливый чайник» Костромского театра кукол 1978 года. Режиссер Юрий Вентцель, представитель знаменитой творческой семьи, выпускник Щукинского училища, однокурсник Василия Ланового и Василия Ливанова, из-за болезни был вынужден оставить актерскую профессию, что не помешало ему реализоваться как режиссеру и художнику в драме и театре кукол. Его постановки с успехом шли на сценах театров Москвы и Ленинграда, Костромы и Магадана, Челябинска и Благовещенска. Куклы из «Счастливого чайника» выполнены по эскизам замечательной художницы Ирины Мельниковой.
«Ирина Мельникова – частый участник различных выставок произведений театрального искусства. Ее эскизы кукол и декораций не оставляют зрителей равнодушными. Одним из творческих успехов художницы стал результат сотрудничества с Юрием Вентцелем. Яркие и неповторимые по форме куклы в «Счастливом чайнике» отражают не только целостный образ спектакля, но и постоянный поиск новых художественных средств в театре кукол», – заметила заведующая отделом фондов детских и кукольных театров БТМ Светлана Гнутикова.
Династия чревовещателей
Специалисты БТМ реставрируют уникальную куклу «Андрюша» из эстрадных номеров династии Донских, чревовещателей в четырех поколениях. Первым из них – еще в царской России — был Григорий Михайлович Донской, выступавший на коронации Николая II. Дело основателя жанра продолжила его дочь Мария Донская – заслуженная артистка РСФСР, первая русская женщина-чревовещательница. В 1928 году она дебютировала с номером чревовещания – беседа с куклой «Андрюшей». Мария Донская выходила на советскую и международную эстраду несколько десятков лет, став выдающимся мастером вентрологии (от англ. ventriloquism, «голос из живота»). Дочь и внучка Марии Донской впоследствии также продолжили семейную традицию.
Оригинальную куклу «Андрюша», созданную в 1928 г., можно увидеть в конце 2025 года в Музее детского и кукольного театров в Музейно-театральном квартале на Павелецкой.
«Сегодня искусство играющих кукол России все шире включает в свою сферу и драматический, и музыкальный театры, и киноискусство, и искусство цирка, и мультимедиа, и IT-технологии. При этом его основой остается все та же изначальная магическая практика «оживления неживого», наполненная современными цивилизационными достижениями культуры, театральной теории, науки и техники и направленная на исполнение его художественной, нравственной и общественной миссии», – подытожил доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский.