Выставка «Казус Мейерхольда или «Ревизора» хочется всегда», посвященная 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, открывается при участии Бахрушинского музея 21 ноября в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Проект реализуется в рамках «Дягилев P.S.» – одного из крупнейших театральных форумов города и страны, проходящего при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Бахрушинский театральный музей предоставил для совместного выставочного проекта 11 предметов из своей уникальной коллекции Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМа).
Всеволод Мейерхольд лично создал музей ГосТИМа, виртуозно показав, как прошлое – театральная история – способно создавать будущее. Великим «синтезатором» проявил себя и прославленный меценат Алексей Бахрушин, сформировавший уникальную музейную коллекцию из театральных, литературных и музыкальных артефактов. По словам внучки Мейерхольда Марии Валентей, судьба сделала Бахрушинский музей наследником музея ГосТИМа.
И сегодня Бахрушинский театральный музей хранит десятки тысяч экспонатов ГосТИМа: около 2 000 декорационных материалов, более 5 000 негативов, более 7 000 фотографий, свыше 3 000 рукописей, нот и печатных вырезок, более 1 000 книг и журналов из библиотеки ГосТИМа, не менее 2 000 афиш и программ, архитектурные чертежи, гравюры и литографии, макеты и куклы, предметы мемориально-вещевого фонда.
Центральное место в экспозиции «Казуса Мейерхольда» занимает рассказ о спектакле «Ревизор» 1926 года, который стал одним из главных творений Всеволода Мейерхольда. Режиссер признавался, что до «Ревизора» поставил 20 спектаклей, и все их можно было бы назвать «эскизами к “Ревизору”».
В частности, БТМ предоставил на выставку эскизы костюмов и декораций двух художников, которые работали над спектаклем, но чьи имена не были указаны на премьерной афише: Владимира Дмитриева и Ильи Шлепянова.
Дмитриев начал работу над спектаклем в октябре 1925 года, однако уже в январе 1926 года ГосТИМ расторг с ним договор. Тем не менее, все предварительные наброски и эскизы к спектаклю сохранились в музее ГосТИМа, а ныне хранятся в Бахрушинском театральном музее. Несмотря на то, что они были присланы художником гораздо позже срока, установленного договором, они нравились Мейерхольду и даже какое-то время висели у него в кабинете.
Илья Шлепянов, продолжив работу над спектаклем, опирался в разработке образов героев на наброски Владимира Дмитриева, что прослеживается в представленных экспонатах.
Также зрителям будут показаны два макета сценического оформления спектаклей. Безусловной жемчужиной станет макет немой сцены. По задумке Мейерхольда в этой сцене актеры заменялись их же скульптурными изображениями, манекенами.
Постановка «Ревизора» 1926 года — один из наиболее сложносочиненных и идеально выстроенных на всех уровнях спектаклей ХХ века. Он шел больше 10 лет, был показан во многих городах СССР и на гастролях в Берлине и Париже. В последний раз его играли в день закрытия Театра имени Мейерхольда, 8 января 1938 года — это было 440-е исполнение «Ревизора».
Выставка «Казус Мейерхольда» вошла в программу XV Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.». В год 150-летия Всеволода Мейерхольда один из лейтмотивов фестиваля – обращение к личности и творчеству Мастера. Отправной точкой при выработке концепции стали собственные слова Мейерхольда: «Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Его неразрывная связь с городом Петра подтверждается тем, что мотивы и сюжеты, сформировавшие творчество и судьбу режиссера, коренятся в петербургской почве и имеют петербургскую окраску.
Главная пьеса русской драматургии стала главным творением Мейерхольда, формулой его творческой судьбы. «Творческую башню» нового здания своего театра он предполагал украсить мозаиками по мотивам «Ревизора». На выставке будут впервые представлены чудом сохранившиеся мозаики, а её ключевыми темами станут Петербург, влечение к строительству и «Ревизор».
Гости экспозиции увидят живописные и графические произведения, документы, афиши, видеоинсталляции.
Выставка «Казус Мейерхольда» продлится в Театральном музее
(г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2А) с 21 ноября 2024 до 6 апреля 2025. 6+.
Театральный музей – лучшее в городе место для знакомства с личностью Мейерхольда. В одном из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, созданном гениальным Карлом Росси, находилась дирекция Императорских театров. Здесь Мейерхольд заключил контракт, сделавший его режиссером Императорских театров. Каждый сезон в Театральном музее работает несколько постоянных экспозиций.