Монографическая выставка «Великий Карл! К 225-летию со дня рождения» в честь живописца, представителя классицизма и романтизма Карла Брюллова, открывается 18 октября в Русском музее. Бахрушинский театральный музей предоставил из своей уникальной коллекции портрет знаменитой драматической актрисы Императорских театров Екатерины Семеновой (1786–1849).
Карл Брюллов — единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора: Николай I оказывал художнику высочайшие почести, несмотря даже на то, что Брюллов ни разу не написал ни одного портрета членов монаршей семьи. А вот за «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров. Тогда. стоя на лесах, художник в шутку произнес исторические слова: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!».
Перед экспонированием на монографической выставке в Русском музее специалисты Бахрушинского музея провели реставрацию портрета Екатерины Семеновны Семеновой.
Работа была написана в 1836 году, спустя десять лет со дня последнего выхода на сцену актрисы – дочери крепостной крестьянки и помещика. Семенова доживала свой век в Москве уже будучи овдовевшей княгиней Гагариной. Ее зрелую красоту Карл Брюллов воспроизводит в подчеркнуто помпезной и торжественной форме. Пышный головной убор, отороченная горностаем мантия, блеск шелкового платья дополняют величественный облик актрисы.
«Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным <…> Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений <…> Семенова не имеет соперницы <…> она осталась единодержавною царицею трагической сцены» («Мои замечания о русском театре», 1820). Е. Д. Климова // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 137.
Изначально портрет Екатерины Семеновой находился в собрании мецената и коллекционера Ивана Цветкова, а после революции поступил в Государственный Музейный Фонд. Алексей Бахрушин активно сотрудничал с Фондом и пополнял театральный музей предметами из его собрания. Так, в 1927 году портрет оказался в БТМ и спустя годы стал частью экспозиции кабинета основателя музея.
Реставраторы удалили с портрета все загрязнения и старые тонировки, устранили деформации холста и вмятины. Лаковую пленку, которая со временем помутнела, восстановили, а во всех местах, где были утраты, подвели грунт. Портрет покрыли реставрационным лаком и выполнили тонировки.
На выставке «Великий Карл! К 225-летию со дня рождения» представлено около 160 станковых полотен и 200–250 акварелей и рисунков Брюллова. В экспозицию включены замечательные полотна мастера из государственных и частных собраний.
Выставка «Великий Карл! К 225-летию со дня рождения» продлится в Русском музее (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4.) с 18 октября 2024 до 12 мая 2025. 6+.