Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Уйти от негатива

Самым быстрорастущим направлением художественной литературы за первые девять месяцев 2024 года стали российские любовные романы. Эксперты объясняют это большим предложением таких книг и желанием аудитории «уйти от негатива»
Продажи российской сентиментальной прозы — так принято называть любовные романы, в которых особое внимание уделяется эмоциям главных героев, — по итогам девяти месяцев 2024 года выросли год к году на 39% в натуральном выражении. Такую статистику РБК представили в крупнейшей сети книжных магазинов «Читай-город». По данным Ассоциации книгораспространителей, всего в России 2,5 тыс. торговых книжных точек, «Читай-город» насчитывает 563.
Сентиментальная проза стала самым быстрорастущим жанром по динамике продаж. Как отмечают в пресс-службе «Читай-города», драйверами роста в категории стали «сильные авторы», в числе которых — Анна Джейн (самый издаваемый в России автор художественной литературы, по данным Российской книжной палаты за первое полугодие 2024 года), Ася Лавринович (на девятом месте в том же рейтинге) и Ана Шерри. «Большую часть читателей сегодня составляют те, для кого чтение — способ уйти от негативных событий, расслабиться, побыть наедине с собой, — комментируют в Сети. — Сентиментальная проза закрывает эту потребность, позволяя погрузиться в романтические и эмоционально насыщенные сюжеты. Также сентиментальная проза особенно популярна среди женщин, которые составляют 70% читательской аудитории».
На втором месте с заметным отставанием в динамике, по данным «Читай-города», находится российская фантастика, прибавившая в январе—октябре этого года 22% продаж в штуках относительно того же периода прошлого года. Далее следуют зарубежные детективы (плюс 13%) и популярная литература по психологии (плюс 11%).
Любовные романы попали и в топ самых быстрорастущих жанров художественной литературы и у издательства «Эксмо». Лидером продаж в этом сегменте стала книга «Все закончится на нас» Колин Гувер. В целом все направление художественной литературы год к году выросло на 9% в натуральном выражении, рассказал глава художественной редакции «Эксмо» Евгений Соловьев. Помимо романов, он также обращает внимание на рост сегментов фольклора (лидер продаж — «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна), биографий и мемуаров (лидер — «Маньяк Фишер. История последнего расстрелянного в России убийцы» Елизаветы Буты) и детективов (лидер — «Внутри убийцы» Майка Омера).
Художественная литература лидирует по росту продаж, соглашается и гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. В штуках это направление по итогам трех кварталов прибавило 35%. Не теряют популярности и книги по психологии и саморазвитию: в 2024 году их отгрузки продавцам выросли на 15%.
Снижение продаж в «Читай-городе» по итогам девяти месяцев года показали манга (минус 1,24%), фантастика для детей (минус 0,3%) и комиксы (минус 0,2%). Также на 0,15% сократились продажи российской исторической прозы. В «Альпине» обратили внимание на снижение интереса к книгам по инвестициям и финансам, объяснив это «негативной динамикой на российском фондовом рынке и высокими процентными ставками».
Что еще интересует читателей
В крупном московском магазине «Библио-Глобус» в лидерах по росту продаж находятся направления non-fiction (прикладная литература, основанная не на вымысле, а на фактах), что обусловлено целевой аудиторией и предложением. Наиболее существенным в «Библио-Глобусе» называют прирост продаж в сегменте «Психология» — более 20% в штуках. Аналогичную динамику показал раздел книг на иностранных языках. Жанров, демонстрирующих отрицательную динамику продаж, в магазине не фиксируют. Стагнация наблюдается в сегменте «детская литература». «Но это направление не выступает для «Библио-Глобуса» основным в работе, плюс сказывается отсутствие ярких новинок», — добавляют в пресс-службе магазина.
Бренд-директор издательства «Бомбора» (входит в группу «Эксмо-АСТ») Ирина Золина отмечает рост продаж книг, посвященных религии, досугу, хобби и истории. В целом рост non-fiction-литературы в 2024 году, по оценке «Бомборы», составил 5% в штуках и 17% в рублях.
Еще более заметный рост по этому направлению констатируют в «АСТ Нонфикшн» (также входит в группу «Эксмо-АСТ»): с января по сентябрь 2024 года рост продаж издательства составил в годовом выражении 23% в штуках и 31% в рублях. Наибольший вклад в продажи пришелся на книги по психологии (рост год к году плюс 30%), эзотерике (плюс 44%), медицине (плюс 61%). В штуках наблюдается незначительное снижение в таких нишах, как «естественные науки и математика» (минус 17%), «транспорт» (минус 10%) и «музыка и нотные издания» (минус 9%).
Какие книги пользуются спросом
В «Библио-Глобусе» топ-5 книг по продажам по итогам девяти месяцев 2024 года выглядит следующим образом:
• Елена Вавилова «Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства» (лидирует с 2022 года)
• Митрополит Тихон (Шевкунов) «Гибель империи. Российский урок»
• Габриэль Гарсиа Маркес «Увидимся в августе»
• Николай Цискаридзе «Мой театр. Книга вторая»
• Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере»
Топ-5 популярных книг-новинок художественной редакции «Эксмо»:
• Мосян Тунсю «Система «Спаси-Себя-Сам» для Главного Злодея. Том 2»
• Питер Боланд «Убийства и кексики. Детективное агентство «Благотворительный магазин»
• Виктор Дашкевич «Демон из Пустоши. Колдун Российской империи»
• Ася Лавринович «Планы на лето»
• Ася Лавринович «Косточка с вишней»
По данным «Альпины», одним из бестселлеров стала книга российского психолога Ильи Латыпова «Один на один с жизнью». Она поступила в продажу только в сентябре 2024 года, но первый тираж в 10 тыс. экземпляров уже распродан. Среди лидеров продаж «Альпина» выделяет также «Паттерны дизайн-менеджмента» Юрия Ветрова и «ChatGPT на каждый день» Дамира Халилова.
Что происходит с ценами на книги
Ситуация с ростом цен, а также показателями продаж книг в целом у участников рынка различается. Средняя стоимость книг в сети «Читай-город» в январе—сентябре 2024 года увеличилась незначительно — на 2,27%, достигнув 470,9 руб. по сравнению с 460,5 руб. в 2023 году. При этом компания фиксирует рост продаж книг на 1,9% в штуках и 9,8% в рублях в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
«Библио-Глобус» фиксирует более заметный рост цен: от 10% до 25% в зависимости от наименования книг (абсолютные цифры магазин не приводит). Среди факторов роста в пресс-службе «Библио-Глобуса» называют изменение расценок поставщиков, а также новые «правила рынка» — анализ стоимости на других торговых площадках и изучение собственной целевой аудитории.
Книги издательской группы «Альпина» за девять месяцев подорожали примерно на 10%, и это «только частично отражает рост себестоимости», рассказал Алексей Ильин. «В этом году существенно выросли затраты на бумагу, типографии, аренду складов и расчеты с правообладателями, — утверждает гендиректор группы. — Но мы по-прежнему стараемся удерживать цены для наших читателей на доступном уровне». «Альпина» также фиксирует рост продаж на 12% в рублях и на 13% в штуках. «В целом мы видим, что в среднем по книжному рынку цены на книги растут примерно на 10–12% в год, но читатели все чаще предпочитают покупать не дорогие книги в твердом переплете, а более дешевые варианты», — резюмирует Ильин.
Глава издательства «Росмэн» Борис Кузнецов отмечает обратный тренд. В деньгах по отношению к 2023 году издательство демонстрирует рост на 16–17%. Но в натуральном выражении продажи падают. «Мы переходим на более дорогие книги и исключаем дешевые издания, так как торговать ими сейчас невыгодно, — считает Кузнецов. — Потому средняя стоимость книги у нас выросла по отношению к прошлому году минимум на четверть».



Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы