Бахрушинский театральный музей открыл в Музее-квартире М.М. Плисецкой выставку, посвященную 50-летию со дня выхода фильма-балета «Анна Каренина» (1974). В камерном пространстве квартиры проект «Майя Плисецкая: от Бетси Тверской до Анны Карениной» представил историю воплощения мечты балерины исполнить роль главной героини великого произведения Льва Толстого. Фильм-балет стал не только первой хореографической интерпретацией одноименного романа, но и дебютом Плисецкой-хореографа.
В 1972 году Майя Плисецкая осуществила постановку балета «Анна Каренина» на сцене Большого театра. А в 1974 признанные мастера операторского искусства Маргарита Пилихина и Валентин Пиганов сняли балет на пленку – так родился знаменитый фильм, который в этом году отмечает полувековой юбилей. На выставке представлены кадры из балета «Анна Каренина» и костюмы Пьера Кардена, созданные мастером к киносъемкам балета.
«Помимо блестящего выступления Плисецкой, фильм знаменит еще и тем, что костюмы для него шил Пьер Карден, что стало беспрецедентным событием для советской киноиндустрии. Кутюрье вспоминал, что, пытаясь представить каждый костюм, вначале он слушал музыку, а потом смотрел, как Майя танцем и жестами показывала «свою Каренину». Это был настоящий прорыв. Карден создал десять платьев, в которых были сохранены исторические силуэты XIX века, но при этом в них можно было летать по сцене без малейшего риска для хореографии высочайшего уровня», – рассказала заведующая филиалом Бахрушинского театрального музея–музеем-квартирой М.М. Плисецкой Оксана Карнович.
В фондах Бахрушинского музея хранится редкое собрание предметов, фото и видеоматериалов искусства Майи Плисецкой, в том числе связанных с балетом «Анна Каренина». Это и снимки в Большом театре СССР, и, конечно, уникальные костюмы Пьера Кардена для великой балерины.
В 1967 году Александр Зархи снял художественный фильм «Анна Каренина», где главную роль исполнила Татьяна Самойлова, а на роль Вронского режиссер утвердил Василия Ланового. Лента стала дебютной для Майи Плисецкой в кино: она сыграла кузину Вронского княгиню Елизавету Тверскую (Бетси). Супруг балерины, Родион Щедрин, написал к фильму музыку, а сцены бала ставил брат Майи Михайловны – балетмейстер Александр Плисецкий. Эта киноработа и вдохновила Плисецкую на экранизацию балета.
Познакомиться с историей фильма-балета «Анна Каренина» можно до 5 ноября в Музее-квартире М.М. Плисецкой (ул. Тверская, д. 25/9, кв. 31).