Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
«Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада»
27 марта в Главном здании Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) на площадке перед Универсальным залом начала работу выставка «Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада», приуроченная к 300-летнему юбилею выдающегося мыслителя.
Иммануил Кант — родоначальник немецкой классической философии, академик, труды которого повлияли на развитие всей мировой философии. Его работы также оказали влияние на науку, культуру, педагогику, стали основой международного права. 
Первые публикации о Канте появились в отечественной печати еще в конце XVIII в. в «Письмах русского путешественника» у известного историка Николая Карамзина. Он познакомился с философом в 1789 г. и оставил интересную характеристику о нем: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были: «Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту». Он тотчас попросил меня сесть, говоря: «Я писал такое, что не может нравиться всем; немногие любят метафизические тонкости». С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель надобно было удивляться его историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти... Потом я, не без скачка, обратил разговор на природу и нравственность человека... Кант говорит скоро, весьма тихо и невразумительно; и потому надлежало мне слушать его с напряжением всех нерв слуха. Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, - кроме… его метафизики»».
До сих пор Иммануил Кант и его философия занимает особое место в русской художественной литературе. Например, у писателей Ивана Тургенева и Николая Гоголя имя мыслителя упоминалось лишь эпизодически, а Михаил Булгаков, Марк Алданов и Сигизмунд Кржижановский сделали его действующим лицом своих произведений. Александр Блок и Владимир Соловьёв посвящали Канту стихи, а Валерий Брюсов и Афанасий Фет высказывали свои оценки в адрес философа в эпистолярном наследии или в литературно-критических статьях. Романтик и мечтатель, умствующий старец и учитель человечества, эгоист и мещанский индивидуалист, мыслитель и эстет, рационалист и мистик — это далеко не все обличья, которые философ принимает на страницах русской литературы и поэзии. В экспозиции представлены издания Леонарда Калинникова «Иммануил Кант в русской поэзии: философско-эстетические этюды» (Москва, 2008 г.) и Алексея Круглова «Кант и кантовская философия в русской художественной литературе» (Москва, 2012 г.), посвященные этой теме.
На выставке можно ознакомиться с биографическими изданиями о философе. Среди них — «Иммануил Кант - ученый, философ, гуманист» (Ленинград, 1984 г.) Даниила Гринишина и Сергея Корнилова, «Кант». (Москва, 2005 г.) Арсения Гулыги. Также представлены некоторые сочинениям самого мыслителя. Интересны работы великих русских ученых, философов XІХ-XХ вв. Льва Лопатина, Сергея Булгакова, Памфила Юркевича, которые обращались к наследию Канта. Среди экспонатов — труды выдающихся представителей неокантианства в России Александра Введенского и Ивана Лапшина. Посетители ознакомятся с исследовательскими работами современных авторов: «Свой среди чужих: Кант и «неклассическая» рациональность» (Санкт-Петербург, 2016 г.) Натальи Ворониной, «Германский образ мира: Германия в сравнении с Россией» (Москва, 2019 г.) Георгия Гачева, «Русское неокантианство: «Марбург» в России: историко-философские очерки» (Москва, 2007 г.) Нины Дмитриевой, «Иррациональное расширение философии И. Канта в России» (Санкт-Петербург, 2014 г.) Юлии Мелих, «Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада» (Москва, 2015 г.) Сергея Нижникова и другими.

Выставка будет открыта до 22 апреля.
Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы