Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Карл Росси и его «римская мечта».
Архитектурный ансамбль Сенатской площади, включающий здание Президентской библиотеки, – один из самых узнаваемых в Санкт-Петербурге. Он, как и многие другие архитектурные жемчужины города, был создан по проекту архитектора Карла Ивановича Росси, которому в этом году 29 декабря (18 декабря по старому стилю) 2023 года отмечается 248 лет.
Биографических сведений о знаменитом зодчем крайне мало. Личного его архива не существует. Об этом в своей книге «Росси» (1939) пишет педагог Николай Вейнерт: «Происхождение Росси остаётся для нас тайной, раскрыть которую могли бы, пожалуй, документы, хранящиеся в итальянских архивах. В формулярах он считается то неаполитанским, то сицилийским поданным. Семейным разговорным языком Росси был французский, на котором велась деловая и частная переписка. По-русски, согласно семейным преданиям, он говорил не вполне свободно и писал с ошибками, которые в официальных
бумагах выправлялись специалистом „по письменной части“». Далее Вейнерт отмечает, что «современная публицистика почти не замечала Росси: скупо хваля его постройки, она лишь вскользь упоминала о строителе. Даже после его смерти лишь немногие журналисты почтили его память сдержанным некрологом».
В литературе, посвящённой Росси, упоминается, что будущий зодчий приехал в юные годы в Российскую империю вместе с матерью и отчимом (оба они были известными балетными танцовщиками). Учился на Невском проспекте в знаменитой школе Петришуле при приходе лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла, а затем стал служить чертежником в Адмиралтейской коллегии. В частности, его рукой выполнены чертежи Михайловского замка в
Санкт-Петербурге, что свидетельствует о работе под руководством архитектора Винченцо Бренны. Известно, что в 1802 году Росси учился во Флорентийской академии, по окончании которой через 3 года с соответствующим дипломом вернулся в Россию. Эта поездка имела большое влияние на развитие дарования Росси. За архитектором постепенно утверждалась слава талантливого строителя. В Петербурге ему поручаются постройки Елагина дворца, Михайловского дворца, оформление площади Зимнего дворца, Александринского театра и других зданий.
В фонде Президентской библиотеки много иллюстративного материала, связанного с творениями знаменитого архитектора. Это, например, фотографии арки Главного штаба на Дворцовой площади, террасы дворца на Елагином острове, павильона Росси в Михайловском саду и, конечно, улицы Росси, здесь представлена также акварель А. Л. Ротача «Улица зодчего Росси. Блокада» (1941–1943 гг.).
С Петербургом у Росси была связана «римская мечта». Об этом можно прочитать в книге историка и литературоведа Николая Анциферова «Душа Петербурга» (1922), где автор цитирует самого зодчего: «...Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве
пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным». Речь шла о нереализованном архитектором масштабном проекте новой набережной с десятью арками. К сожалению, чертежи Росси не сохранились, сегодня нам остаётся лишь рисовать в воображении это грандиозное сооружение: «Новая набережная должна иметь 300 сажен длины, причем её прорезывали десять огромных арок в 12 сажен ширины каждая. Вышина их достаточная для того, чтобы под ними свободно могли проходить по каналам суда в Адмиралтейство». Всё это Росси предлагал возвести из гранита. На новой набережной он также планировал поставить три огромных ростральных колонны: одну – в честь Петра Великого, вторую посвятить победам русского флота, третью – «в воспоминание закладки всего сооружения». Свою «римскую мечту» зодчий в жизнь не воплотил, но петербургские постройки Росси не только принесли вполне заслуженную славу их создателю, но и всё русское зодчество подняли на значительную высоту. Стремительность и безграничность движения улиц и площадей так же, как свободное обращение с пространством и
архитектурными массами, – характерная черта гения Росси. Николай Анциферов пишет о власти Петербурга над душой архитекторов «чужих краёв» и о том, что каждое место в этом городе требует своего знания и часа: «Новая Голландия и сфинксы лучше всего в ясную летнюю ночь. Сенатская площадь в зимнее утро, когда на деревьях иней, и солнце светит нежно и бессильно».
В книге Николая Вейнерта говорится о том, что проектирование и постройка Сената и Синода – последняя большая работа Росси. «Он берётся за неё полубольной и усталый. Согласно надписи на закладной доске Сената, датой его закладки можно считать 24 августа 1829 года. Синодальное здание заложено было во вторник 26 августа 1830 года в 12 часов по полуночи. К концу 1832 года работы вчерне были окончены, а 23 октября официально открыт проезд под аркой на Галерную улицу». Политическая и литературная газета Петербурга «Северная
пчела» так извещала об этом событии: «Величественное здание Сената и Синода окончено вчерне: оно представляет прекрасную картину. Из-за арки является Галерная улица, как театральная декорация; в конце её развевается флаг на новом Адмиралтействе. Петровская площадь очищается от лесов; монумент Петра Великого стоит свободно и открыто...»
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с интернет-проектом «Ансамбль зданий Сената и Синода», в котором говорится об истории создания зданий Сената и Синода и о деятельности учреждений, располагавшихся здесь в разное время.


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы