Петербург – один из самых читающих городов России (хотя внешне это и незаметно): практически каждый четвертый горожанин (1,2 млн человек!) записан в библиотеку. В Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского придумали, как сделать чтение еще доступнее. Основная идея: не народ должен идти в библиотеки, а наоборот, библиотеки – в народ.
В Маяковке создали программу развития городских библиотек. Она рассчитана на три года – с 2016-го по 2018-й. За это время книгохранилища должны превратиться во что-то космическое. Стать ближе к народу. На воплощение программы потребуется всего ничего – 340 миллионов рублей.
– Мы хотим, чтобы библиотеки стали удобнее. Например, если у вас истекает срок пользования книгой, а вы физически не успеваете принести ее вовремя в библиотеку, было бы удобно сдать книгу в автоматическом пункте самообслуживания. И тем самым избежать задолженности. Такие автоматизированные пункты в перспективе мы бы хотели установить в зданиях всех общедоступных библиотек и на станциях метро. Особенно полезно это было бы на окраинах, в районах новой застройки, где вообще нет библиотек, – говорит замдиректора по развитию Маяковки Елена Ахти.
Чтобы с книгами могла работать автоматика, их снабжают электронными метками.А читателям вместо бумажных читательских билетов выдают пластиковые карты. Эту работу в городских библиотеках начали уже давно. Сейчас почти все читатели получили электронные билеты, и примерно половина всех книг – из 15 миллионов – теперь с электронными метками. Чтобы взять или сдать книгу, нужно поднести ее и свой электронный билет к сканеру автоматизированного пункта. Все остальное система сделает сама: отметит, что книга исчезла со своей полки и запишет на ваш билет. Сегодня книги с электронными метками можно взять и сдать в любой библиотеке, используя пластиковый читательский билет.
– Это ускоряет процесс инвентаризации в разы! Библиотекарь больше не ходит с бумажкой и не ищет на полках книги вручную. Он проводит сканером вдоль полки и на экране компьютера видит, каких книг не хватает, какие стоят не на месте, – говорит Елена Ахти.
По ее словам, автоматические станции самообслуживания в скором времени, вероятно, появятся на здании самой Маяковки. Туда можно будет сдать книгу, когда библиотека закрыта.
Сколько нужно таких автоматических станций – конкретного проекта нет, а есть только общая концепция развития библиотек. И это лишь один из ее пунктов.
В планах – организовать электронную запись (сегодня эта возможность доступна лишь для Маяковки). Расширять виртуальные услуги – чтобы можно было из дома бесплатно читать электронные книги, например, из библиотеки «ЛитРес».
Плюс – доступ к разным полнотекстовым базам данных, которые библиотека покупает, но своим читателям предоставляет бесплатно.
Плюс – новое пространство для читателей. В марте, например, открылась библиотека необычного формата на Московском проспекте, у нее даже название странное – «М-86». Кроме книжек – бумажных и электронных – там есть комната для коворкинга, 3D-кинотеатр, выставочный зал, студия звукозаписи и детский уголок.
Сейчас программа развития библиотек находится на рассмотрении в Комитете по культуре. Если комитету она понравится, программу отправят на утверждение правительства города. Реализация зависит от финансирования.
В других странах библиотеки тоже идут в народ
- В Мадридском метро работают библиотечные павильоны – по сути, мини-библиотеки. В каждом есть сотрудник, выдающий книги. Нужное издание можно заранее заказать через Интернет или выбрать по каталогу, которые раздают в метро. Услуги бесплатные. Проект называется «Библиометро». Число его читателей сопоставимо с количеством посетителей стационарных библиотек Мадрида.
• В австралийском городе Госфорд (пригород Сиднея) первыми в мире придумали книжный экспресс. Жители Госфорда ежедневно ездят в пригородных поездах на работу в Сидней. На вокзале, у поезда, они могут взять книгу. Ее выдают железнодорожные библиотекари. Обслуживание одного пассажира-читателя занимает не более 60 секунд.
• По Австралии ездят библиобусы — большие автобусы с книгами. Кроме полок с бумажными изданиями там есть компьютеры с Интернетом. Связь и электричество обеспечиваются спутниковой антенной и солнечными батареями.
• В развивающихся странах очень популярны передвижные библиотеки. В Кении книги развозят на верблюдах, в Зимбабве – на ослах, в Таиланде – на слонах. Иногда животных заменяют велоповозки.
В СССР тоже были передвижные библиотеки – их называли передвижками или библиобусами. Специальный библиотечный автобус «Кубань-ГIБ» выпускал Краснодарский механический завод.