Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
И. Бродский: «Поэты всегда возвращаются…»
Президент признался, что любит Гоголя. Во всяком случае, заявил, что листает его всякий раз, когда удается выкроить десяток-другой минут от работы с бумагами государственной важности.

Хорошо! Правда, хорошо. Респект, как говорится. Гоголь – это все-таки Гоголь. Плохо, что признание это Дмитрий Анатольевич сделал аккурат перед вылетом в Киев. А собирался бы в Индию, сказал бы, что Тагора штудирует?.. Впрочем, и здесь есть чему радоваться: вот приедет в Саранск и скажет, что одолел-таки моего дареного когда-то «Онегина»…

Минувшая неделя прошла на телевидении под знаком Бродского. Ввиду круглой даты. Всё-таки – 70!..

Кстати, для меня это стало полнейшей неожиданностью. Не то чтобы забыл – помнил, конечно, но ощущение уже давно такое, что он не современник, а Шекспиру, вон, ровесник.
С классиками вечно так. А Бродский – классик. Хотим мы того, или не хотим, нравится кому, или нет (из интернетского блога: «…я много раз убеждалась в том, что всё, что было отвергнуто советской цензурой, не имеет никакой ценности»), а – лучший поэт последней трети XX века. Причем не только среди отечественных – в планетарном масштабе. Потому что, чего уж тут, – гений. А проще говоря, величина, стремящаяся к абсолюту - определение моё, дарю.

Вот и чествовали. Не как Пушкина, конечно (тут вспоминаем 1999-й), но всё же прониклись. Особенно Первый. Непосредственно в день рождения юбиляра – 24-го – показали свежий документальный фильм «Остров по имени Бродский». Жаль, как всегда, ближе к ночи. Но так уж у нас заведено – т.н. интеллигенцию обслуживать по остаточному принципу.

Если заметили, телевидение – а оно у нас самое чувствительное и гибкое, главнейшее, в общем, из искусств – понемножечку, совсем по капельке, а возвращается от 100%-го гламура к разговорам о вечных ценностях. Кто-то, видимо, на самом верху решил, что отуплять дальше уже некуда, вот и… Обнадеживающая, в общем, тенденция. Поживем – увидим, во что выльется…

Так вот: в понедельник крутанули «Остров Бродский» - с замечательными воспоминаниями, новыми акцентами в биографии (заговорили, например, о сугубо имперском самосознании Иосифа Алексаныча – дескать, окажись тогдашняя власть попрозорливей да помудрей, нового Державина бы в его лице заполучила). А в пятницу состоялся закрытый просмотр у Гордона. К дате смотрели «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Хржановского, вышедший на неширокие экраны в прошлом году и собравший такое количество кинонаград, что автору можно орденскую планку ладить, и полгруди займет. Показ начали после полуночи, и уверенный, что дождались (и выбрали) далеко не все, поделюсь вкратце.

Фильм – фантазия вокруг биографии. С, между прочим, целыми Юрским и Фрейндлих в роли родителей поэта. Про то, как покойный герой добрался-таки до любимого Петербурга. Пардон – Ленинграда…

Фильм, в хорошем смысле слова, новаторский (а режиссеру за 70): тут и игровое кино, и документальные вкрапления, и вкусная анимация. Странно даже, что обсуждение в студии вылилось в бурные дебаты на тему «похож - не похож». Серьезные и как бы неплохо образованные люди брызгались слюной пока не договорились до абсурдного: до еврейской (или уж давайте традиционно по-русски – до жидовской темы). Дескать, а зачем актеры картавят? А для чего вообще всё это: про Биробиджан, про сталинские притеснения?..

Кино, и по мне, конечно, не шедевральное и лет через н-надцать, скорее всего, забудется. Но прелесть его в другом: в самом факте тыканья нас с вами буквально носом: глядите, слушайте – Бродский же!..

Пятнадцатый год его нет с нами, а мы всё никак не осознаем, до чего же нам повезло, что принадлежим с ним к одной культуре. И, в том числе, языковой.

Поэзия – как ни крути – высшая форма существования языка. А язык – как ни крути же – практически единственная форма объединения, самосохранения этноса, нации.

И в этом смысле безродный космополит И.А.Бродский был (и остается! ну нету пока ему сменщиков) тем самым, извините, Фродо – хранителем волшебного ключика к механизму, позволяющему нам чувствовать свою разницу с, не знаю, новозеландцами или теми же америкосами. Патриотом, то есть – в самом действенном смысле этого слова… Басковы с донцовыми – шелуха и обманка, товаропродукт. А то и так, что и как успел сказать Бродский, - и не о себе, конечно же, о нас – не поддающееся переоценке национальное достояние: «В деревне бог живёт не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам…» и т.д.

Но мы его не хотим: трудноват-с…

Да уж. Его стихов и родители-то никогда не понимали. Но как же быть с «душа обязана трудиться»? Банальность, да? А зубы чистить и мышцы сколько-то в тонусе поддерживать – не банально? Долгое лежание на одном боку оборачивается пролежнями, длительное прнастоящей поэзии попсе с шансоном – чем ещё пострашнее. Душа обязана трудиться не Бродскому с Пастернаком – себе самой. Чтобы элементарно не атрофироваться. Если, конечно, она нам всё еще для чего-нибудь нужна…

Его выперли из страны не за пятую статью и не за какое не за тунеядство – от Бродского избавлялись как от теребильщика этой самой души. И наше нынешнее нежелание вслушиваться в его пророчества автоматически низводит статус наших душ до тех самых мертвых. «Общество расплачивается за равнодушие к культуре… - это его слова, и это не слова, те самые пророчества. - Расцвет массовой культуры означает конец культуры вообще…

Культура не может быть массовой по определению… Количество согласных с тобой – это первый признак опасности…Для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего… Свобода нужна для того, чтобы посещать библиотеку…» - вот ведь за что его изолировали от нас. А нас от него.

Один из любимых журналистских вопросов: окажись вы на необитаемом острове – какую бы книжку взяли с собой?.. После гордонова просмотра я понял, какую – двухтомничек И.А.Б. Где не только стихи – еще и проза его. А прежде всего – Нобелевская лекция, которую безо всякой рисовки уподоблю евангелию от Иосифа. Двенадцать страничек, на которых ответов (что вообще-то не свойственно поэтам) больше чем вопросов. А, может быть, больше даже, чем букв.

Извините за долгую цитату: «Произведение искусства, литература в особенности и стихотворение в частности, обращается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости… Ибо человек со вкусом, в частности литературным, менее восприимчив к поворотам и ритмическим заклинаниям, свойственным любой форме политической демагогии».

Короче: я счастлив малюсенькой надеждой, что этот мой пламенный спич сподвигнет хотя бы еще одного человека выключить вечером к чертям собачьим телевизор и открыть наконец для себя Бродского. А меня на этот пафос сподвиг фильм Хржановского. А его – гений современника, которого нам упрямо-преупрямо легче продолжать считать трудным для переваривания эстетом.

А днями Пушкину 209… Вот интересно: лотмановские лекции о нем когда-нибудь снова покажут или опять будем смотреть загримированного под шимпанзе и таращащего глаза («Я па-а-а-амятник себе-е-е-е…») Безрукова?..

Сергей СЕНИЧЕВ

Известия Мордовии
http://www.izvmor.ru/article_8580.html
Тема номера

№ 9 (483)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы