Михаил Кураев: «Культура есть самоограничение и ничего больше».
Вечер был приурочен к презентации двухтомника «Избранные произведения». В сборник, снабженный богатым справочно-библиографическим аппаратом, вошли лучшие литературные произведения Кураева за 20 лет писательской деятельности, включая и новую повесть 2009 года. До этого автор четверть века работал в сценарном отдела «Ленфильма», под редакцией Кураева вышли на экран такие знаменитые фильмы, как «Республика Шкид», «Собачье сердце», «Два билета на дневной сеанс», «Князь Игорь». Сегодня наблюдается новый виток интереса читателей и зрителей к творчеству классика. К последним удачам относятся сценарии, написанные автором на материале работы в Комиссии по помилованию на территории Санкт-Петербурга – «Собачий промысел» и «Свежая кровь», а также экранизация повести «Петя по дороге в царствие небесное».
Свой поздний старт в литературе Кураев объясняет не столько длительным романом с кино, сколько тем, что всегда претендовал на того же читателя, что и любимые им русские классики, а это высокая ответственность. По мнению Кураева, литературное творчество имеет перед кинопроизводством то преимущество, что делается в одиночку. «В прозе доверяешь перу, оно само ведет тебя, иногда начинаешь писать рассказ, а получается роман. Когда пишешь сценарий, то знаешь, когда поставить точку. Включаются часы, и это уже совсем другая музыка». Однако, для писателя работа в кино – возможность выйти на широкую аудиторию, ведь современная русская проза по своему резонансу лишь «камень, булькнувший в пруду».
На встрече Кураев также рассуждал о российской политике и реформах, о современной литературной ситуации, отвечал на многочисленные вопросы читателей, рассказывал о своей работе в Комиссии по помилованию на территории Санкт-Петербурга, трогательных, комичных и чудовищных случаях из этой практики. По мнению писателя, «только культура может положить предел озверению человека – культура есть самоограничение и ничего больше».
Текст - Виктор Орлов. Фото – Уршула Кузьма