|
Чтение в эпоху кризиса книжной культуры
Недавно в Главном здании Российской национальной библиотеки состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Чтение как система трансляции духовного и культурного опыта».
Организаторами конференции выступили Центр чтения Российской национальной библиотеки, Секция по чтению Российской библиотечной ассоциации, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех, Научный центр исследований книжной культуры при НПО «Издательство» Наука» РАН.
Первый день конференции был посвящен философским, культурологическим, социологическим, педагогическим, психологическим, филологическим, историческим аспектам чтения.
Во второй день конференции обсуждались вопросы практической деятельности российских библиотек в области продвижения книги - работа Центров книги и чтения, программы и проекты по чтению и оценке их эффективности, развитие социального партнерства библиотек, поиск новых путей для привлечения нечитающего населения к чтению. Был обобщен опыт библиотек из различных регионов России, выявлены общие тенденции и закономерности, определены наиболее эффективные формы и методы работы.
С докладами на конференции выступили известные ученые, философы, культурологи, филологи, библиотековеды, писатели и библиотечные специалисты из многих регионов России.
Истории известно две практики чтения – чтение вслух и чтение про себя. Чтение вслух появилось раньше, когда человек читал тем, кто сам читать не умел. Чисто физическое изменение формы источника сильно повлияло на развитие процесса чтения – так, например, чтение про себя возникло вследствие изменения вида строки, появления пробела, пунктуации и т.д.
Современное чтение, конечно, напрямую связано с возможностью передачи информации электронным путем. Шаг от кодекса к экрану, стирающий границу между читателем и текстом (а значит, и самим писателем) не менее велик, чем шаг от свитка к кодексу. Однако, по мнению посетившего конференцию литератора и историка Я. Гордина, «книга гораздо человечнее компьютера, физическое общение с ней тоже важно».
Впрочем, нынешняя эпоха принесла и новые вопросы. По мнению многих преподавателей ВУЗов, сегодня мы вновь столкнулись с тем, что люди (в данном случае – студенты) перестали понимать вербальное слово, предпочитая ему визуальную форму. Они могут записывать под диктовку, но не читают и не слушают. Отсюда и неумение стройно и логично выразить самую элементарную мысль. А это – страшная ситуация. По словам выступавшего на конференции философа Б. Маркова, «свои мысли человеку необходимо озвучивать. Как известно, исповедь вслух исправляет человека, хотя Бог и так все о нем знает».
Еще одна проблема – засилье массовой литературы. Массовую литературу сегодня читают почти все группы населения. Она не имеет ни национальных, ни географических границ (те, кому удалось ее миновать – лишь статистическая погрешность). И эта литература призвана в первую очередь развлечь – скажем, описываемые в современных детективах и боевиках преступления не нарушают душевного равновесия читателя. А развлечение, по мнению В. Семенцова, «разволакивает, разрывает человека на части». Ученый считает, что современная ситуация в культуре и обществе подталкивает молодого человека к поиску «неизменной логики, которая не предает». Как раз чтение и должно дать такую логику, поскольку оно собирает человека воедино, подталкивает к внутреннему диалогу. В советское время несколько поколений, у которых не было церкви, но была книга, выросли в христианском смысле настоящими людьми. А вот директор Библиотеки Российской Академии наук В. Леонов наоборот назвал чтение серьезной литературы «выходом из себя в совершенно иное пространство, из обжитой ситуации в неизвестность».
Еще один вопрос, который на конференции поставила известный ученый В. Стельмах – притупление под натиском глобализации национальной части сознания. Есть здесь опасность и для чтения – молодые люди не могут почувствовать национальное наполнение русской литературы, не понимают эту литературу, она не про них. Конечно, любая самобытная культура противостоит глобализации, но, по мнению Стельмах, глобализация неизменно ведет к сборной культуре, транслирующей не национальные ценности, а ценности конкретной исторической эпохи.
Виктор ОРЛОВ,
Пресс-служба РНБ
|
|