Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
В Екатеринбурге раскрыли тайны старых сказочников
«Что за чудо эти сказки!», — воскликнул Александр Пушкин, разомлев от замечательных повествований нянюшки Арины Родионовны, и написал «Историю о попе и работнике его Балде». Для взрослых написал, а не для детишек-несмышленышей.

Да разве он один такой? Сказки для тех, кому за пятьдесят, сочиняли Джонатан Свифт, Вольтер, Державин, Салтыков-Щедрин, Гоголь и многие другие. Работники центральной екатеринбургской библиотеки имени Белинского разыскали целых восемьдесят изданий отечественных и зарубежных сказочников, писавших «детские» истории для взрослых людей. Разместили их по ранжиру и пригласили всех желающих насладиться фантазиями мастеров.

«Сказки для взрослых — это не просто волшебные истории со счастливым концом, — рассказывают организаторы выставки. — Это и социальная сатира, и литературная пародия и вариации на тему классических сказочных сюжетов, и эротические истории, и притчи». В посвящении к своему сборнику «Сказки для детей старше 18 лет» шведский писатель Таге Даниэльссон говорит: «Адресуется добрейшему нашему папаше — королю, само существование которого подтверждает, что мы живем в сказочной стране». И то верно: надо только пошире распахнуть глаза, душу и станет понятно, что сказочных атрибутов в нашей повседневной жизни хоть отбавляй. Любовь, рождение младенца, первое слово, сказанное сыном, расцветший цветок — все это просто сказка какая-то.

А приурочено это взрослое путешествие в сказочную страну сразу к нескольким датам. В этом году исполняется 380 лет со дня рождения Шарля Перро и 240 лет — со времени первого русскому изданию его сказок. Так что повод «гульнуть» имеется.

Ольга Закорюкина. Екатеринбург.

НАША СПРАВКА:

Шарль Перро (1628 - 1703)

Французский писатель.

Работал в сфере юриспруденции, архитектуры,

был советником министра финансов.


... учиться надо.

Это Шарль с детства слышал от отца, адвоката Парижского Парламента.

Да и мать у него была образованная женщина,

она сама учила сыновей читать и писать.

Когда Шарль в восемь с половиной лет поступил в коллеж,

отец ежедневно проверял уроки, он очень уважал книги, учение, литературу.

Но только дома, с отцом и братьями можно было спорить,

отстаивать свою точку зрения, а в коллеже требовалось зубрить,

нужно было лишь повторять за учителем, и уж не дай бог спорить с ним.

За эти споры Шарля и выгнали с урока...

Нет, больше в опостылевший коллеж ни ногой!

А как же образование?

... история, которую вы сейчас узнали, произошла в 1641 году,

при Людовике XIV, "короле-солнце"

во времена завитых париков и мушкетеров.

Именно тогда жил тот, кого мы знаем как великого сказочника.

Правда, сам он себя сказочником не считал...


Родился Шарль Перро 12 января 1628 года.

Он не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям

(их у него было четверо) хорошее образование.

Двое из четверых стали по-настоящему знаменитыми:

во-первых, старший - Клод Перро, прославился как архитектор

(он автор Восточного фасада Лувра).

Второй знаменитостью в семье Перро стал самый младший - Шарль.

Он писал стихи: оды, поэмы,

очень многочисленные, торжественные и длинные.

Сейчас мало кто помнит о них.

Но позднее он особенно прославился как глава партии "новых"

во время нашумевшего в свое время спора "древних" и "новых".


Суть этого спора была вот в чем.

В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые

создали самые совершенные, самые лучшие произведения.

"Новые", то есть современники Перро, могут лишь подражать древним,

все равно они не способны создать ничего лучше.

Главное для поэта, драматурга, ученого - это стремление быть похожим на древних.

Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат

"Поэтическое искусство", в котором установил "законы",

как писать каждое произведение,

чтобы все было в точности как у древних писателей.


Почему мы должны подражать древним? - удивлялся Перро.

Разве современные авторы: Корнель, Мольер, Сервантес хуже?

Зачем цитировать Аристотеля в каждом ученом сочинении?

Разве ниже его Галилей, Паскаль, Коперник?

Ведь взгляды Аристотеля давно устарели,

он не знал, например, о кровообращении у людей и животных,

не знал о движении планет вокруг Солнца.

"За что так уважать древних? - писал Перро. - Только за древность?

Мы сами - древние, потому что в наше время мир стал старше,

у нас больше опыта".

Тут-то Перро и припомнили, что он - самоучка,

стали обвинять его в том, что он критикует древних потому лишь,

что не знаком с ними, не читал, не знает ни греческого, ни латыни.

Это однако было совсем не так.

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже,

Перро выпустил огромный том "Знаменитые люди Франции XVII столетия",

здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых,

поэтов, историков, хирургов, художников.

Он хотел, чтобы люди не вздыхали - ах, прошли золотые времена древности,

- а наоборот, гордились своим веком, своими современниками.


Так и остался бы Перро в истории только как глава партии "новых", но...


Но вот наступил 1696 год, и в журнале "Галантный Меркурий"

без подписи появилась сказка "Спящая красавица".

А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии,

вышла книжка "Сказки матушки Гусыни".

Книга была небольшая, с простенькими картинками.

И вдруг - невероятный успех!



Е. Перехвальская

Опубликовано в журнале "Костер" за август 1988 года.
Тема номера

№ 9 (483)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы