Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
100 экземпляров факсимильного издания рукописи "Тихого Дона" передали Российской государственной библиотеке
100 экземпляров факсимильного издания рукописи романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" были переданы Российской государственной библиотеке. В будущем планируется распространить книгу по университетским книгохранилищам страны. Почти полвека рукописи считались утраченными. Теперь, по мнению экспертов, поставлена точка в спорах об авторстве знаменитой донской эпопеи. Церемония передачи рукописи была приурочена к 80-летию издания романа.

ФЕЛИКС КУЗНЕЦОВ

РУКОПИСЬ «ТИХОГО ДОНА» И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА

Описание рукописи

Рукопись «Тихого Дона» (1 и 2 кн.), приобретенная Институтом мировой литературы, — это чудо, явление, исключительно важное не только для шолоховедов, но и для всей отечественной литературы. Можно назвать имена классиков, чьи жизни были куда спокойнее и размереннее, чем у Шолохова, скажем Чехова, Лескова, рукописи которых, тем не менее, не сохранились.

На долю Шолохова выпала Великая Отечественная война, уничтожившая почти все черновики его произведений. Вешенский архив писателя пропал. Военные случайно обнаружили часть рукописи — 143 страницы 3-й — 4-й книг «Тихого Дона» и передали Шолохову; с 1975 г. они хранятся в Пушкинском доме, в Санкт-Петербурге.

С другой стороны, и сам Шолохов не раз говорил: «Черновики не храню ни для себя, ни для истории».

Во время встречи с М. А. Шолоховым после войны в 1955 г. Константин Прийма был поражен одним обстоятельством:

«Михаил Александрович сидит на стуле возле камина, ворошит потрескивающие в нем дрова.

— Люблю, — говорит он, обращаясь ко мне, — вот так иногда посидеть, покурить у огня и пожечь страницы, которые не нравятся мне.

— Вы не храните черновиков вариантов?

— Если бы я их хранил, то тут уже негде было бы повернуться. Ведь приходится по десять раз переписывать отдельные главы. Где же хранить черновики? И зачем это? Брошу в огонь, что не нравится, и на душе легче и в голове яснее становится»1.
97

Беседуя с М. Шолоховым, К. Прийма спросил, много ли раз он переписывал страницы и главы «Тихого Дона» и какие сцены — бытовые или батальные, лирические или драматические — писать легче?

М. А. Шолохов ему ответил так:

«— Бывало по-разному. Случалось, что легко выписывающиеся страницы при более строгом их критическом анализе исправлялись и перерабатывались, а главы, которые ранее писались медленно, трудно, оставались уже навсегда завершенными... Бывали страницы, написанные на едином дыхании столь хорошо, что в них я мог сдвинуть или убрать лишь некоторые слова...»2.

Легкость написания тех страниц романа, которые выводились на бумаге «на едином дыхании» (а их немало), выявляет то моцартианское начало в шолоховском творчестве, которое присуще художественному гению. Но далеко не весь жизненный материал с легкостью поддавался перу художника. И в этих случаях в рукописи возникают целые слои кропотливой авторской правки. Многие страницы рукописи3 буквально исчерканы. Порой они почти чистые, без поправок, и снова — пометки, вставки. Подчас трехслойная нумерация страниц, перемена местами глав рукописи. Нет сомнений, что перед нами — живой, реальный рукописный авторский текст, в котором перо не поспевает за мыслью, где автор снова и снова возвращается к тексту, неустанно уточняя, совершенствуя его.

В беседе с шолоховедом В. Г. Васильевым в июне 1947 г. Шолохов так говорил о работе над «Тихим Доном»: «Вариантов отдельных глав было множество. Весь роман в целом я правил много раз...»4.

Можно предположить, что мы получили не весь комплект рукописей 1-й и 2-й книг романа «Тихий Дон», но те варианты, которые отражают определенные, прежде всего — начальные этапы работы писателя.

В состав рукописи входят авторские черновики и беловые варианты первой — пятой частей романа, а также наброски и вставки к тем или иным частям текста. Сплошная нумерация рукописи отсутствует. Пронумерованы законченные части романа.

В рукописи — 920 страниц. Как показала проведенная
98

графологическая экспертиза, большая часть ее (673 страницы) написана рукой Михаила Александровича Шолохова; оставшиеся страницы — 247 — переписаны набело другими лицами, большею частью, по-видимому, — женой писателя, Марией Петровной Шолоховой, а также ее сестрой — Ниной Петровной Громославской, помечавшей каждую переписанную ею страницу прописной буквой «Н». На многих переписанных страницах правка Шолохова.

Рукопись состоит из следующих частей, расположенных в последовательности, отражающей развитие сюжета романа:

Тема номера

№ 9 (483)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы