|
"Трагедия и обыденность"
Выставка, посвященная 130-летию со дня рождения русского философа, литератора, публициста, общественного деятеля Николая Александровича Бердяева (1874-1948), открыта в читальном зале Научно-исследовательского отдела рукописей с 21 февраля по 10 марта 2004 г.
Первый литературный опыт Бердяева дал основания современникам причислить его к "критическому направлению" в русском марксизме.
В 1900 г. Н.А.Бердяев посылает П.Б.Струве рукопись своей книги "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", где ставилась задача расширения философских оснований марксизма. Струве организовал издание книги, снабдив ее объемным предисловием, где писал, что у Бердяева "ценна не одна только критическая мысль: у него с критической мыслью стройно сочетается и душевный подъем, рождающий веру и энтузиазм".
В 1902 году Н.А.Бердяев участвует в московском сборнике "Проблемы идеализма", с 1904 г. вместе с С.Н.Булгаковым становится фактическим соредактором петербургского религизно-философского журнала "Новый Путь", с 1905- возглавляет журнал "Вопросы жизни".
Бердяев - один из инициаторов и активных членов "Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева"; один из основателей издательства "Путь"(1910). 1906-1908-е годы становятся активными в творческом и мировоззренческом плане. Он постоянно публикуется в периодических изданиях ("Московском еженедельнике", "Вопросах философии и психологии", "Русской мысли" и т.д.), пишет книгу "Новое религиозное сознание и общественность", готовит к печати сборник своих статей "Sub Specie Aeternitatis", сближается с кругом московских философов. В мировоззренческом плане - все больше уходит от мистики к "религиозному реализму".
В первые послереволюционные годы (1918-1919) Н.А.Бердяев основал Вольную Академию Духовной Культуры, где читал лекции и вел семинары, в 1920 г. был избран профессором историко-филологического факультета Московского университета.
Осенью 1922 года, после ареста, был выслан за границу. До 1924 г. жил в Берлине, где основал Религиозно-философскую академию. С 1924 года перебирается во Францию. Вместе с Булгаковым и Франком основал "Братство св. Софии"; один из основателей русского студенческого христианского движения. В 1925-1940 гг. издавал в Париже религиозно-философский журнал "Путь", являлся главным редактором издательства "YMCA-Press".
Бердяевский взгляд на историю русской духовности преобладает в литературе о "ренессансе" от кратких эмигрантских очерков до специальных исследований западных ученых. Н.А.Бердяев в большинстве случаев является истинным автором классических формулировок. "Русская идея", "Истоки и смысл русского коммунизма"- из этих и других сочинений Бердяева современная история русской мысли взяла наиболее популярные положения, развив и утвердив в качестве общепризнанного "авторский миф" философа.
Выставка знакомит в первую очередь с сочинениями Н. А. Бердяева, как опубликованными, так и сохранившимися в автографах:
• Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;
• Н. Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи. Из глубины…М., 1991;
• Н. А. Бердяев. Гносеологическое размышление об оккультизме. [1914].
Николай Александрович Бердяев вел огромную переписку. В разные годы его корреспондентами были З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов, русский религиозный мыслитель и писатель А. А. Вановский; П. Б. Струве, А. Белый, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, В. Я. Брюсов, М. О. Гершензон. В письмах обсуждаются творческие и издательские планы, ведется полемика и жаркие споры. Особый интерес представляет переписка Н. А. Бердяева с княгиней И. П. Романовой, опубликованная в историческом альманахе "Минувшее" (М.- СПб., 1994.Вып.16). Публикуемые письма охватывают поздний период жизни Н. Бердяева, время творческой зрелости, когда он окончательно осмысляет свое место в европейской философской традиции. На первых порах (в начале 1930-х гг.) их знакомство и переписка носили деловой характер: Ирина Павловна переводила книги Бердяева на французский язык. Постепенно их знакомство переросло в дружбу; они стали необходимы друг для друга, поддерживали друг друга в трудную минуту. Их диалог продолжался до самой смерти философа, до 1948 г.
Интересны воспоминания о жизни Н. А. Бердяева до эмиграции (Е. Герцык. Воспоминания. М., 1996) и после его отъезда за границу (Дни напряженной тревоги: (Из дневника Л. Ю. Бердяевой.1939-1945)//Встречи с прошлым… М., 1996. Вып.8).
Экспозицию дополняют фотографии и другие архивные документы, раскрывающие неизвестные страницы жизни и творческого пути выдающегося русского философа.
Л. Н. Новикова, гл.архивист НИО рукописей РГБ
rsl.ru
|
|