|
Россия — самая нечитающая страна?
Жили-были в Москве книжники — люди, которые умеют писать, читать, считать, издавать, продавать, распространять и давать в пользование книжки. И собрались эти люди за круглым столом — на беседу о том, что в России скоро не станет книг.
Круглый стол был, конечно, прямоугольным. Назывался он так: “Россия без книг: вызовы XXI века”. Директора крупнейших российских издательств, аналитики, социологи, преподаватели — все обсуждали тоскливую тему загнивания чтения в России.
Выяснилось, что женщины нашей необъятной Родины читают гораздо больше, чем мужчины! Оно и понятно: мужчинам некогда. Самая нечитающая категория нашего населения — мужчины старше 50 лет из малых городов и сел; водка, видимо, идет легче и дешевле книг. Поэтому на пике популярности, по статистике, звенит и сверкает женский детектив, дай бог ему счастья. Следующая за ним — женская проза. Дальше — боевик, историко-приключенческая литература и лишь потом классика.
Сетовали на мальчишек, девчонок, а также их родителей. “Оказывается, можно не читать”, — ошеломляющая аксиома кружила по круглому столу. А раз можно не читать, дети не читают: незачем, нет времени, и непонятно, что написано. Зародить “ценность сомнения”, рефлексии, удовлетворить потребность в бунте — задача детской литературы, по мнению участников дискуссии. Жаль только, что не все подростки “втыкают”, что значит слово “рефлексия”…
“Мы называем библиотеку храмом знаний. Как бы она не превратилась в кладбище идей”, — волновалась Валерия Стельмах, один из ведущих библиотекарей РГБ. В библиотеках Москвы океан книг, но нет читателей; в регионах есть читатели, но нет книг. В городах и селах за чтение даже многотиражной Дарьи Донцовой берут таксу — 50 копеек или полтора рубля в день. А вот в Европе в XVII—XVIII веках существовали так называемые выездные библиотеки, которые разъезжали по стране и возвращались — забирать прочитанные книги назад. Как говорится, было бы желание…
Писатель Владимир Войнович, создатель “Москвы-2042” и папа Чонкина, — ярчайшая фигура на мероприятии. На него смотрели, его слов ждали. А сказал он, что процесс падения интереса к чтению неизбежен и с ним надо бороться. “Человек занят поглощением огромного количества информации. Даже какой-то ерунды. Я купил мобильный телефон и, чтобы научиться им пользоваться, целый день читал инструкцию”. Призвал издательства обратить свой щедрый взгляд в регионы. И предложил “радикальный способ вернуть читателя — разбить все телевизоры и все компьютеры”.
Основной итог встречи — ждем обещанную государственную программу поддержки чтения.
Вера КОПЫЛОВА
Московский Комсомолец
В ТЕМУ...
Российский книжный союз, который к 2007 г. планирует запустить в России первую национальную программу чтения, собрал круглый стол, на котором книгоиздатели, библиотекари и социологи высказали идеи о том, как вновь сделать чтение книг популярным среди населения.
С 2002 по 2005 г. в России доля активных читателей старше 18 лет составила 23%, по сравнению с 52% в Великобритании. Низкие показатели, полагают книжные дельцы, объясняются отсутствием эффективной системы книгораспространения и пропаганды чтения.
90% издаваемых сегодня книг просто не доходят до регионов, а на федеральных телеканалах и в региональных СМИ литература практически не освещается.
Вот предложения, высказанные в ходе встречи: создание социальной рекламы, увеличение числа книжных магазинов в регионах путем введения налоговых льгот, налаживание логистики. В селах с низким уровнем дохода и в маленьких городах разумнее строить библиотеки, а не создавать книжные магазины.
Для повышения престижа чтения начальник дирекции периодической печати книгоиздания Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Нина Литвинец предложила рекламировать книги в культовых молодежных программах “Дом-2” и “Фабрика звезд”.
Как считает глава издательства “Просвещение” Маргарита Леонтьева, дети не хотят читать потому, что начальная школа к концу 4-го класса формирует лишь навык чтения. Поэтому необходимо возродить утраченную во многих школах традицию внеклассного чтения.
Качество книг, которые читают сегодня россияне, тоже оставляет желать лучшего. Согласно данным “Левада-центра” за 2003-2005 гг., активнее всего наши современники (24%) читают женские детективы (что неудивительно: массовый читатель сегодня женщины), женскую прозу (19%) и российские боевики (18%). Историческую прозу предпочитают 14%, а русскую и советскую классику — 11%.
По предварительным данным, национальная программа чтения будет подготовлена к декабрю этого года.
|
|