|
На дне неба
В Государственном Центре современного искусства открылась выставка Off Book. Ex Libris, что в переводе с латыни означает – Вне книги. Текст вне книги или текст как форма – стал главной темой экспозиции, приуроченной к Международному книжному фестивалю.
На открытии вернисажа организаторы показали два видеофильма Анны Альчук, в одном из которых игра в буквы превратилась в орнаменты, разнообразные дизайнерские построения, а вращающиеся черно-белые конструкции другого ролика иллюстрировали, по замыслу автора, Книгу Бытия. Голос, рассказывающий на этом фоне о семи днях творения, звучал, как и положено, в космическом эфире с помехами, колебаниями и повторами.
Возможно ли человеческому разуму осознать беспредельность Вселенной? Еще одну попытку выйти в открытый космос сделала Елена Бизунова в своей инсталляции "Хлебников 101". Определив 12 автохарактеристик Хлебникова – поэт, ученый, воин, будетлянин, славянофил, скиталец, аскет, молчун, остров, звезда, гений, председатель Земного шара, художница создала некую модель творца, разместив каждое из его свойств в отдельном пространстве.
Но куда поместить гения или гражданина Вселенной? В прозрачную банку из-под крупы с зернышками и крохотными фигурками на дне Елена Бизунова упаковала свое послание будущему сто первому другу поэта (при жизни он насчитал их только сто). Двенадцать баночек с названиями на крышках – это несомненные родственницы бутылок, брошенных в море с корабля.
Среди авторских работ, представленных в двух объемных витринах - самиздат Ильи Кабакова, каталожные карточки Льва Рубинштейна под названием "Игры с ящиком", а также книги, оформленные Виктором Пивоваровым, в число которых попала "Моча и гавно" Игоря Холина. Перечень экспонатов пополнили издания вездесущего Леонида Тишкова, чьи видео-проекты также демонстрировались на открытии выставки.
Постоянные посетители Центра Современного искусства наверняка вспомнят об аналогичной, хотя гораздо более насыщенной и познавательной экспозиции, представленной здесь же пару лет назад. Тогда же в режиме нон-стоп и были показаны видео-проекты под многообещающим названием "Поднебесная представляет сезонные работы". Четыре сюжета, подготовленные и отснятые Леонидом Тишковым на крыше своей мастерской в соавторстве с Андреем Суздалевым, Ольгой Хан и Константином Скотниковым, посвящены поэтическим трудам и объектам.
Здесь натягиваются веревки и подвешиваются кисточки, которыми рисует картины ветер; здесь, на "дне неба", из-под штрихов проступает "текст крыши"; здесь рвутся ввысь огромные сшитые из полиэтилена создания, в которых ветер, обретя плоть, улетит над городом. Глядя на них трудно не вспомнить строки питерского художника и поэта Владлена Гаврильчика "графиня Целлофан в изящном пеньюаре вела аэроплан в каком-то романтическом угаре". Оставив некий романтический угар авторов без комментария, стоит прочесть созданное как текст, к примеру, идеальной программы для релаксации.
Светлана Потемкина
|
|