Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Книги для столиц и провинции
Образованный житель российских столиц привык за последние годы к книжному изобилию. Ушли в прошлое годы, когда дефицитную книгу нужно было искать, используя знакомых букинистов. Сегодня достаточно иметь нужную сумму денег и желание купить конкретную книгу – этого обычно достаточно для приобщения к книжной культуре в полном объеме. И кто-то уже заговорил о том, что, например, система районных библиотек – это атавизм, на который государство напрасно тратит деньги. Ведь не существует же, например, бесплатных государственных видеопрокатов? Почему же налогоплательщики должны содержать сеть библиотек «для бедных»? Хочешь читать, говорят нам, плати деньги и ни в чем себе не отказывай.

Большинство из подобных теоретиков живет в Москве и Петербурге. Но что происходит в российской провинции? В любом, даже крупном российском городе, находящемся вдали от московской или петербургской агломераций, никаких новинок столичных издательств найти просто невозможно. Зайдите в любой провинциальный книжный магазин и убедитесь сами, сравнив местный ассортимент с ассортиментом пары десятков книжных в пределах Садового кольца и района Невского проспекта. Причем поскольку это положение вещей не меняется уже в течение полутора десятка лет, то, по всей видимости, жители провинции уже привыкли к нему. Инициатива снизу есть, но продвигается она очень медленно: еще пару слов мы скажем об этом ниже.

Итак, в провинции книг нет. И это не удивительно. Забудем на минуту о массовой литературе. Средняя цена специальной книги по гуманитарным наукам сегодня в России составляет около 10 долларов. По европейским и американским меркам это достаточно дешево, но сколько подобных книг выдержит семейный бюджет, например, провинциального преподавателя?

Не сложно сделать вывод, почему тиражи специальных книг постепенно установились на уровне тысячи экземпляров – сейчас это обычный тираж для любой такой книги за исключением так называемых академических бестселлеров, тираж которых может составить от 3 до 5 тысяч экземпляров. Что такое тираж в 1000 экземпляров для 150 миллионов читателей в России и на Украине? Вопрос риторический.

По словам экспертов, 75% книг, выпускаемых сегодня российскими издательствами, продается в Москве и Санкт-Петербурге. По данным исследования "РосБизнесКонсалтинг", рост книжного рынка в денежном выражении достигает 27% ежегодно, а в перспективе может дойти и до 35-40%. При этом больше книг в стране не издается - численность населения уменьшается, а потребности стабилизируются или даже уменьшаются. Получается, что читать особенно некому. Таким образом, весь рыночный рост обеспечивается только за счет того, что книги постоянно дорожают. Вместе с тем с каждым годом все больше появляется литературы, вообще не находящей покупателя. Это объясняется тем, что объемов розничной сети попросту недостаточно, чтобы продать всю продукцию книгоиздателей. По оценкам экспертов, в прошлом году в продажу попало лишь 62,5% от общего объема изданных книг. Складывается парадоксальная ситуация: во многих регионах есть спрос на книги, но, поскольку магазинов явно не хватает, он остается неудовлетворенным.

"Снабжение регионов книгами на самом деле находится в удручающем состоянии, - рассказал заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати Борис Ленский. - Эта тенденция берет свое начало еще с советского периода, но если раньше с помощью централизованной системы торговли книги в регионы доставлять удавалось, то сейчас частные компании просто не решаются этим заняться. Во многом это связано с коммерческими рисками. Большинство - около 90% - российских издательств сосредоточено в Москве. И одно дело - вернуть нераспроданный товар в издательство с московского Арбата, и совсем другое - везти его обратно из Владивостока".

В регионы, как правило, отправляют лишь наиболее ходовые позиции массовой литературы, которые хорошо расходятся в Москве, в частности на ее окраинах. "Почти в любом региональном магазине есть "Парфюмер" Зюскинда, книги Бориса Акунина, Дарьи Донцовой, - продолжает Борис Ленский. - А литературу non-fiction, лишенную развлекательной функции, но являющуюся интеллектуальным продуктом, там найти весьма сложно. Если говорить о России в целом, то найти книги на любой вкус фактически можно лишь в пределах Садового кольца. Даже в спальных районах Москвы ассортимент будет куда беднее, не говоря уже о других городах".

В сейчас России выпускается 500-700 млн. экземпляров книг в год. Тиражи при этом практически не растут, а себестоимость книгоиздания растет - виноваты инфляция, удорожание транспортных расходов, повышение цен на бумагу. Естественно, все это влияет и на розничную стоимость книг. "Сделать рост цен не таким заметным могло бы увеличение тиражей, однако его не будет до тех пор, пока издатели не захотят работать с регионами", - убежден Борис Ленский. Этого впрочем, в ближайшее время ожидать не стоит. В ближайшем будущем эксперты прогнозируют даже сокращение тиражей.

В данной ситуации нам следует предложить регионам свою продукцию из ассортимента Библиотеки концептулаьных знаний.

Но весьма проблематичным видится дальнейшая судьба такого предложения - кто из небогатых региональных книготорговцев вложит деньги в рисковый неразрекламированный товар? Ответ - единицы.

Выход видится в следующей схеме-концепции реализации книг:
* поставка книг с устойчивым спросом: учебники и учебные пособия для школ и ВУЗов, словари - с предоплатой.

При заказе на определенную сумму (тут необходим точный расчет, который может сделать только издатель, т.к. только он может прокалькулировать свои расходы) прилагается небольшая пилотная партия книг из "Библиотеки" (например по 10 книг) по себестоимости на условиях оплаты после реализации. Расчет делается на то, что если книги "пойдут", то большие партии книг из "Библиотеки" можно в дальнейшем поставлять по предоплате.

Если риски оправдаются - потери будут минимальны, т.к. основные затраты будут покрываться предоплатой основной партии (учебники, словари). При правильном расчете такие потери будут включать в себя только упущенную прибыль. Но даже в этом случае будет достигнута основная цель - распространение концептуальных знаний. Ведь даже если книга не продастся и не вернется издателю она все равно продолжит так или иначе свою жизнь в том регионе, куда ее отослали, и найдет там рано или поздно своего читателя …

Также предлагаем разработать следующую концепцию распространения концептуальной информации: через региональные отделения КПЕ составить списки адресов библиотек (сельских, школьных, районных, детских, взрослых, предприятий, организаций, ВУЗов и проч.)

Часть партийных взносов, пожертвований и проч. тратить на то, чтобы закупать концептуальную литературу и методично по списку рассылать в каждую библиотеку своего региона эти книги. Пусть по одной книге в месяц и в одну библиотеку, но регулярно и методично, пока книги не будут в каждой библиотеке региона. Например начать с книг "Мёртвая Вода" и "Нам нужна иная школа".

Средств мало, поэтому проект длительный, на многие годы. Но такие затраты оправданы.

И отдача от этих затрат будет значительна. В библиотеках книга будет доступна многим читателям. В условиях, когда новинки во многие библиотеки поступают редко они не пройдут незамеченными. После того как их занесут в каталог библиотеки книге гарантирована в библиотеке долгая жизнь. Плюс для партии - если рассылка будет идти от региональных отделений КПЕ - дополнительная реклама реальных дел партии, тем более, что распространение концептуальной информации - это одна из ее целей, заявленная в Программе …

Ян Юшин
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы