Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Издания для юношества составляют всего 0,3 процента от общего ассортимента детской литературы
Знакомство с книгой ребенок начинает с первого года жизни. Родители охотно покупают своим чадам детскую литературу. Тем более что современные издатели, дабы привлечь покупателя, выпускают весьма разнообразную продукцию: и книги-пазлы, и книги-игрушки, и книги-пищалки. Но что интересно, по данным отдела статистики печати Российской книжной палаты, чем старше дети, тем меньше издается для них литературы.

К примеру, издания для юношества составляют всего 0,3 процента от общего ассортимента детской литературы. Если исходить из элементарных законов экономики, все понятно - спрос рождает предложение. И наоборот, нет спроса - значит издателям нет смысла работать на эту возрастную группу. Насильно подростка за книгу не усадишь. И, увы, как показывают международные исследования, а преподаватели наблюдают это сами, в целом по России наблюдается снижение уровня грамотности чтения. Большинство школьников не способны интерпретировать и анализировать прочитанный текст, делать из него выводы. Эти общие суждения подтверждаются цифрами. По результатам последнего научно-педагогического международного исследования PISA («Программа по оценке образовательной деятельности учащихся»), в основе которого лежала проверка «грамотности чтения» в 40 странах, Россия занимает 33-е место. Хотя, думается, еще многие живут убеждением, что россияне - самая читающая нация.

Еще одна проблема современного книгоиздания - его качество. По данным опять-таки отдела статистики печати Российской книжной палаты, из детских авторов наиболее востребован Владимир Степанов. Тиражи его книг в этом году составили более трех миллионов экземпляров. Притом, что корифеи детской литературы обвиняют его в публикации «стишков низкого качества». А вот книги Корнея Чуковского, на которых выросло не одно поколение детей, выпускаются тиражами более чем вдвое ниже. На третьем месте по тиражам «обосновались» сборники детской писательницы Агнии Барто. Что касается подростковой литературы, то, судя по объемам тиражей, любимые авторы школьников - это Дмитрий Емец, завоевавший массовый интерес пародиями на «Гарри Поттера» и Сестры Воробей (коллективный псевдоним).

Тенденции, которые наблюдаются по стране в целом, имеют место и в Твери. Вот что рассказала заведующая детским отделом библиотеки им. А.И. Герцена Ольга Омельченко.

- Книги Емеца и Сестер Воробей действительно пользуются у нас большим спросом. Надо признать и то, что в целом старшие школьники читают меньше и приходят в библиотеку в основном за «деловой» литературой, то есть которая предусмотрена школьной программой. Но всегда были дети, которые равнодушны к чтению, и, наоборот, очень любящие это занятие. В рамках фестиваля «Вместе с книгой - в новый год» мы подводили итоги по конкурсу «Лидер чтения», и среди наших читателей два победителя: первоклассник Ваня Солнцев, прочитавший за год 84 книги, и 14-летняя Маргарита Мартюшева. Ее рекорд - 218 книг.

- А что вы делаете для привлечения интереса юных читателей к литературе?

-Методы известные: проводим выставки, встречи, беседы. Роль библиотек, конечно, очень важна, но все-таки больше всего на формирование вкуса ребенка к чтению оказывает влияние семья. Показательно, что к нам ходят целыми династиями, что очень приятно.

Свою точку зрения высказала и представительница одного столичного издательства Марина Балахонова, посетившая Тверь в рамках фестиваля чтения для детей и подростков:

- Согласна, что приучать ребенка к чтению в первую очередь должна семья. Хотя есть и другой важный фактор - СМИ. Сейчас появляется много заказных рецензий, превозносящих низкопробную литературу для детей. И родители под их влиянием покупают именно эти книги, не имея представления о существовании другой, действительно хорошей литературы. Книжные магазины, ориентируясь на прибыль, тоже делают ставки на рекламируемые издания. Сейчас ситуация стала потихоньку меняться. У общества снова появилась потребность в качественной литературе. Качественная - не значит занудная. Мне кажется, что ребенку очень важно находить в книге отражение своей реальной жизни, своих проблем. Тогда он прочтет ее с интересом и потом возьмется за другую. Но если знакомство с литературой начинать, допустим, с «Горя от ума», можно отбить желание читать. Дело не в том, что книга плохая, а просто мало кому из детей она интересна. Сначала ребенка надо приучить читать, а потом он, может, и сам возьмется за Грибоедова.

Еще один важный аспект - государственная политика. В пример можно привести Францию. Там на уровне государства постоянно проходят книжные выставки для детей. Проводятся конкурсы среди юных читателей. Французы стараются, чтобы книги, в том числе новинки литературы, были максимально доступны детям. Детям же предоставляют возможность самим выбирать, какие изданные книги заслуживают называться лучшими. И для издателей это престижная награда. Словом, дело поставлено так, что ребенок не может пройти мимо книги.
Конечно, того размаха в России в ближайшие годы ожидать не приходится. Финансирование культуры у нас в стране слишком уж скудное. Но то, что в Твери прошел пилотный проект фестиваля для детей и подростков, говорит о некоторых сдвигах в государственной политике. И если это начинание найдет продолжение, то можно надеяться, что наше общество станет более читающим и мыслящим. И в международных исследованиях по уровню грамотности чтения мы будет занимать не последние позиции
ТЖ Екатерина МИХНЯ



Источник: Караван+Я
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы