Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Сила слова и красота буквы
Обычно о новых выставках критики пишут сразу после их открытия (а в “Нью-Йорк таймс” стараются сделать это даже раньше). Но выставки длятся месяцами. Не лучше ли рассказать о них попозже — так сказать, в качестве напоминания? Ну, а те граждане, которые выставку уже посмотрели, получат возможность сравнить свои впечатления с авторскими.
Итак, 12 февраля закроется одна из самых красивых и познавательных выставок сезона, привлекательная еще и тем, что вход на нее бесплатный, хотя представляет он редчайшие сокровища. Речь идет о выставке средневековых и ренессансных манускриптов “Splendor of The Word” (“Роскошь слова”), которая украшает центральный зал главного здания Нью-Йоркской публичной библиотеки (Пятая авеню, между 41-й и 42-й ул.).
Все экспонаты этой выставки пришли из архивов самой библиотеки, в которых, как оказалось, таятся уникальные ценности. Трудно поверить, что это первая в истории библиотеки выставка, посвященная рукописным и рукодельным книгам средневековья и Возрождения, хотя в Северной Америке по богатству и разнообразию этой коллекции мало равных. На выставку попала лишь часть коллекции — около ста действительно роскошных, не похожих одна на другую, созданных в течение более чем шести веков и имеющих каждая свою интереснейшую историю книг.
Некоторые из них по сей день практически не изучены — как, например, “Настольная книга здоровья”, собранная Джованни Кадамосто из Феррары — своего рода энциклопедия целительных трав и прочих средств исцеления и укрепления здоровья, появившаяся на свет где-то после 1472. Устроители выставки демонстрируют нам те страницы, где освещается полезное дей-ствие родниковой воды. Тут же иллюстрация: женщина на фоне речного пейзажа несет ведра с водой.
Разумеется, вам не удастся перелистать книги, хотя два электронных экрана помогут увидеть дополнительные страницы Тихильского псалтыря (начало XIV века, Англия) и книги Боккаччо “О знаменитых женщинах”. Но и от того, что выставлено в витринах, закружится голова.
Вот уникальная парижская Библия 1330-х годов. Ее оформляли пять художников, и одна из страниц (на ней и открыта книга) изображает царя Давида, возносящего свои молитвы Богу. Обрамленная изысканным орнаментом (другой, меньшего размера, разделяет колонки текста), она — образец высочайшего качества живописи и пример того, какой гигантский труд вкладывался в создание книги.
Вот другой, более поздний образец — “Благовещение” из Часослова из Буржа (1505-1510): в этой миниатюре поражает не только тщательность работы, но и количество деталей, украшений, орнаментов.
Книги эти — не только радость для глаза. В них скрыта огромная историческая эпоха, и пройти по выставке — это в известной мере пережить те изменения, которые произошли в Европе за шесть веков. Книга, выполнявшая в старину далеко не единственную функцию, запечатлела эти перемены как ни один другой жанр искусства.
Иллюстрированная рукопись была свидетельством того, как ее владелец и заказчик представляли себе мир. Она вобрала в себя множество влияний и была символом богатства и могущества ее владельца, и чем богаче и знатнее он был, тем роскошнее книга, переплет и иллюстрации, тем значительнее художники, работавшие над ней. Драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, золото, серебро, светящиеся краски, щедрость иллюстраций — все это и многое другое использовалось, чтобы подчеркнуть значительность владельца. А поскольку изготовление книги было процессом долгим, сложным и дорогостоящим, заказчиками-владельцами могли быть только короли и королевы, отцы церкви, богатейшие вельможи и монастыри, университеты и храмы. Книга была объектом гордости и престижа.
Выставка и начинается разделом, посвященным взаимоотношениям между заказчиками книг, художниками и самой книгой. Среди экспонатов раздела — молитвенник XIV века, заказанный для первой жены короля французского Карла IV. “Своя рука — владыка”, как известно, а потому на страницах молитвенника мы найдем около десяти изображений самой королевы.
В отличие от книг печатных рукописные были произведениями сугубо индивидуального дизайна. Каждая — уникальное творение искусства и ремесла, даже если в основе были канонические тексты и общепринятая норма, как в представленных на выставке четырех Евангелиях.
Разумеется, самой распространенной книгой во времена средневековья и Ренессанса была Библия (а также другие книги библейского канона) — фундамент средневековой теологии, права, истории и философии, свод законов человеческого поведения и понимания мира. А поскольку Евангелия как часть Библии являлись главным источником знаний о Христе, то они, как пра-вило, оказывались самыми щедро украшенными, самыми изысканными рукописями времени. Об этом говорят и самые древние книги — такие, как Евангелие IX века, найденное в Бретани, и более новые — как немецкий Новый Завет XV века, считающийся одним из самых богато иллюстрированных житий Иисуса и Богоматери.
Не забудем и о литургических рукописях — им посвящен специальный раздел, один из самых визуально впечатляющих и к тому же сообщающий невеждам, как строилась средневековая литургия. Она включала ежедневную мессу и еще серию из восьми молитвенных служб и была стержнем религиозного распорядка, неотъемлемой частью ежедневной жизни. Литургия чередовала устные молитвы, чтение фрагментов из Библии и, конечно, религиозные песнопения.
Литургические книги включали все это, а потому были велики и тяжелы. А к тому же особенно щедро украшены — весь их облик был частью церемонии, а заказывали их обычно известнейшие прелаты: папы, кардиналы, епископы, аббаты. Так, кардинал Алессандро Фарнезе завещал свой уникальный музыкальный манускрипт, иллюстрированный знаменитым мастером Гвидо Кло-вио, для использования кардиналами во время служб в Сикстинской капелле. Небольшие по размеру иллюстрации Кловио дышат монументальностью и поражают тонкостью деталей. Недаром этого мастера XV века современники сравнивали с Мике-ланджело.
Напоследок — два особенно интересных раздела: личные молитвенные книги, а также светские: литературные, научные, исторические и дидактические.
С распространением грамотности и богатства личных молитвенников стало появляться все больше, и латынь в них стала сменяться французским, фламандским и итальянским. Часословы — собрания молитв на разное время дня и разные случаи жизни — начали вытеснять более скромный псалтырь старых дней, перещеголяв его по красоте и нарядности.
Ну, а среди образовательно-познавательных мне больше всего запомнился сборник басен Эзопа, созданный по заказу Лоренцо Медичи в качестве учебника для его сына. Впрочем, к светским книгам стоит внимательнее приглядеться — они любо-пытнейшее напоминание об том, что знали о мире, чему учились и как представляли мир наши далекие предки.
Выставка сравнительно компактно расположена, но очень насыщенна. Приготовьтесь провести на ней немало времени. Работает она в те же часы, что и библиотека: по вторникам и средам с 11 до 7.30, в четверг, пятницу и субботу — с 10 до 6, в воскресенье — с часу до пяти.

Майя ПРИЦКЕР NRS.com
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы