|
Книжки для мебели. Кому и для чего нужны роскошные книги?
Кому и для чего нужны роскошные книги?
Часть 1.
Как разорвать книгу на части?
Несколько лет назад в Москве стали появляться издательства, выпускающие роскошные фолианты в кожаных переплетах, вложенные в бархатные футляры с инкрустациями драгоценных камней. Такие книги выходят тиражами от одного до нескольких десятков экземпляров, делаются вручную, их и открывать-то страшно. Майя Кучерская не только открыла, но и попыталась разорвать одно из эксклюзивных изданий, прямо в редакции издательства, "Спец-адрес". При этом не прерывая разговор о роскошных книгах с сотрудником издательства, руководителем отдела «Элитная книга» Ольгой Анатольевной Бучиной.
Издательства, специализирующиеся на выпуске эксклюзивных изданий появились совсем недавно, четыре-пять лет назад. Что случилось, почему именно тогда?
Потому что поменялись, извините за выражение, понты. Времена, когда чтобы заявить о себе, нужно было носить красный пиджак быстро прошли. После кризиса 1998 года наш бизнес вышел на международный рынок, и тут выяснилось, что придумывать ничего не надо, дресс-код бизнесмена давно устоялся в Европе – часы каких фирм нужно носить, в одежду каких марок одеваться... После приобретения часов правильных брендов, яхт и недвижимости дело дошло и до книг. Говорят, один олигарх выписал себе переплетчиков из Австрии, и они всю его библиотеку – несколько тысяч книг - переплели в одинаковые шикарные переплеты. Просто чтобы было красиво.
Это как раз то, чем занимается и ваше издательство – делает красиво?
Совершенно верно, мы делаем переплеты по технологиям XVII-XVIII века. Ведь человек состоятельный хочет книгу, которую приятно держать в руках – натуральной кожи, с тиснением, с золотым обрезом... Эксклюзивную.
Неужели кто-то приобретает эти книги для домашней библиотеки? Вид у них такой, словно их преподносят на юбилеи руководителям крупных компаний.
И такое случается, но совсем необязательно. Многие заказывают для себя. Приносят книги из собственной библиотеки, просят отреставрировать и переплести. Существуют разные виды классических переплетов – французский, немецкий, составной… Вот смотрите, «Лучшие Люди России», энциклопедия, которую мы выпускаем каждый год, у этого экземпляра - как раз французских переплет.
А как отличить такой переплет от обычного?
Очень просто. Корешок книжки во французском переплете должен быть грибочком! А теперь берите книгу, а ну-ка тяните (я тяну книгу к себе, моя собеседница к себе) - видите? Вы никогда ее не разорвете. Вы можете ронять, сжимать этот том, с ним ничего не произойдет. Если только нарочно не рвать страницы. Потому что все делается очень качественно, вручную – от подшивки блока до тиснения. Мы даем на французский переплет гарантию в 50 лет, при ежедневном пользовании.
Что кроме «Лучших Людей России» вы издаете?
Цветаеву, Есенина, Мандельштама, Булгакова, Гумилева – тиражами в 50 штук, кожаный переплет, тиснение золотом, футляр из мраморной бумаги ручной работы. Классика – вечна, и только в нее состоятельные люди соглашаются инвестировать. Согласитесь, странно было бы поместить в кожаный переплет Полину Дашкову, например. Еще крупные корпорации заказывают нам и книги о себе любимых, в нескольких экземплярах. Или вот, взгляните – это записная книжка с владельческим знаком (темный кожаный переплет с картинкой золотом – волк дирижирует оркестром зайцев). Можно такую же сделать и с родовым гербом.
Кто придумал эту картинку?
Наш художник, с учетом пожеланий заказчика. Как видите, этот заказчик любит зайцев.
Где можно купить ваши книги?
В нашем интернет-магазине, а еще они продаются в «Крокус-сити-мол», в шикарном книжном магазине с кожаными диванами, торшерами…
То есть как часть интерьера?
Можно и так сказать. Ничего нового в таком подходе к книге нет. Еще в конце 60-х годов, когда появились «стенки», кто-то придумал заставлять их не хрусталем, а книгами. Люди с деньгами гонялись тогда за полными собраниями сочинений, потому они особенно хорошо смотрелись.
Предположим, у меня есть любимая книжка, я хочу ее переплести. Я выбираю французский переплет, кожу, индивидуальный дизайн обложки у вашего художника - во сколько мне это обойдется?
Точно ответить сложно. Очень важны детали, например, оригинальная ли это будет картинка или художник использует уже существующее клише, но в целом такая работа может стоить от нескольких сот до нескольких тысяч евро. Кстати, в "Крокус-сити" наши книжки больше недели не лежат, и цена никого не смущает, они очень востребованы.
Часть 2.
Посольский подарок
Теперь, для любителей не только практических, но и теоретических знаний - предлагаем сжатый исторический очерк о роскошных изданиях в России.
Книга всегда была признаком статуса ее владельца. Сразу после гуттенберговского изобретения появились издатели, специализирующиеся именно на роскошных изданиях. И знаменитая династия голландских издателей Элзевиров, и венецианец Альд Мануций выпускали великолепные тома античных классиков, демонстрирующие не только полиграфическое искусство издателей, но и высокий социальный статус того, кто приобретал этот том.
С тех пор мало что изменилось. Обширная библиотека, матово отсвечивающая цветными и кожаными корешками – прозрачный намек на социальную состоятельность ее обладателя. Недаром книга так и осталась «посольским подарком». Великолепно изданный том в кожаном переплете ручной работы не стыдно подарить и большому чиновнику, и крупному коммерсанту, и друзьям на новоселье. Благо купить красивую книжку сейчас нетрудно. В столичных книжных магазинах давно появились специальные отделы, где на витринах с подсветкой выложен Михаил Булгаков в кожаном переплете, Омар Хайям с эмалевым узором и инкрустациями фианитов, и «Робинзон Крузо» с золотым обрезом и приложением – картой путешествий Крузо по свету. Миниатюрный Басё на деревянной подставке и картинкой в японском духе, неподъемный четырехтомник «The Beatles», по тому на каждого «битла», акунинский «Турецкий гамбит» в футляре в стиле ретро - а впридачу черная футболка и диск с музыкой из фильма в придачу. Вкусный запах натуральной кожи, мраморная или пухлая, чуть подкрашенная бумага, чудесные иллюстрации. Цены колеблются от 3 до 300 тысяч рублей.
Понятно, что в России красивые книжки начали издавать не вчера. А примерно в 1870-е годы. Первым систематически их начал выпускать Маврикий Осипович Вольф, издатель и проницательный и умный, чутко реагирующий на веяния времени. Изданные у Вольфа «Божественная комедия» Данте, «Библия» в шагреневых переплетах с золотым тиснением и иллюстрациями Доре, «Молитвослов» с орнаментом в византийском стиле быстро стали образцом для многочисленных подражателей, которые как и Вольф смекнули, что вложения в дорогое издание оправдывает себя очень быстро.
Советская эпоха слегка придушила, но не вовсе уничтожила культуру дорогих изданий – Пушкин, Лесков, Шота Руставели выходили в кожаных переплетах с оригинальными тиснеными рисунками, тиражом в несколько десятков экземпляров, но существовали такие книги для «внутреннего» пользования, в первую очередь для подарков высокопоставленным лицам, и до рядового читателя практически не добирались. Ценители красивых книг в основном довольствовались альбомами по искусству. Впрочем, профессура иногда позволяла себе заказать кожаный переплет для собственных книжек в переплетных мастерских, которые исправно работали. Работа стоила 15 рублей.
Началась перестройка, профессора обеднели, а мастерские закрылись. Зато издательские кооперативы росли, как на дрожжах, и словно бы подозревая, что гласность вот-вот кончится, нервно гнали самиздат и детективы – на серой бумаге, со слепым шрифтом и кучей опечаток. Когда рынок оказался перенасыщен и Солженицыным, и Агатой Кристи, выяснилось, что появились читатели, которым мало иметь дома хорошую книгу, им нужно иметь еще и книгу красивую. Ту, что органично смотрится в интерьере только что отстроенного коттеджа и является таким же предметом роскоши, как бронзовая статуэтка ХVIII века или керамическая плитка с ручной росписью.
Именно в расчете на состоятельного покупателя, появились издательства, выпускающие эксклюзивные книги в коже и золоте. Подобных издательств сейчас единицы и чтобы сосчитать их, хватит пальцев одной руки.
Гораздо больше издателей, делающих подарочные книги попроще и подешевле.
Интеллигентное «Слово» выпустило в этом году «Историю красоты» - роскошный том, под редакцией Умберто Эко – размышления знаменитого болонского профессора и других авторов о красоте иллюстрируются репродукциями картин, фотографиями и рекламными постерами. В том же «Слове» в серии «Великие книги мира» выходят необычайно красочные Овидий, Шекспир, Боккаччо в футлярах, а в серии «Великие города мира» тома о Париже и Риме. «Рипол-классик» работает на читателя попроще – аляповато, хотя и ярко оформленные обложки вполне соответствуют и начинке книг: вот, например, «Подарок любимой подруге» - в коробке три тома. «Большой унивесальный сонник», «Тайный язык сна», «Ежедневный путеводитель по вашим звездам», вот кулинарные книги для «рублевских жен» от известного французского повара…
Впрочем, есть и издание, рассчитанное на публику потоньше, которые пользуются огромным спросом – это сборник афоризмов «4048 законов жизни», переживший уже несколько переизданий. Питерская «Вита Нова» издает по преимуществу старую добрую зарубежную классику – Дюма и Свифта, московский «Белый город» специализируется и на официозных изданиях вроде тома «Россия - великая судьба», переплет которого буквально напичкан драгоценными камнями (цена 305 000 - 457 000 рублей), и на вполне человеческих альбомах живописи.
Издатели дорогих книг хорошо представляют себе интересы своей малочисленной аудитории. Они просто не могут себе позволить работать на абстрактного читателя и рисковать, а потому все дорогие издания - адресные (название издательства, делающего дорогие книги, «Спец-адрес» кажется неслучайным).
Именно адресат определяет и тематику роскошных изданий. Книги об охоте, оружии, коньяках и дорогих машинах – разумеется, для респектабельных мужчин, крупных бизнесменов. Альбомы по живописи и истории моды – для их любимых женщин. Фолианты по российской истории – для чиновников. Зато классика – и для тех, и для других, и для третьих. Классическая литература - самый беспроигрышный вариант, и потому Пушкина, Есенина, Сервантеса и Дюма рвутся издавать все.
И все же как ни прекрасны кожаные переплеты, эстампы, тиснения и гладенькие форзацы из мраморной бумаги, не стоит забывать, что подарочное издание – это скорее вещь, чем книга, и предназначена она не столько для чтения, сколько для украшения жизни.
Майя Кучерская
полит.ру
|
|