|
Круг чтения от Русского журнала
Шиповник: Историко-филологический сборник к 60-летию Романа Давидовича Тименчика. - М.: Водолей Publishers, 2005. - 568 с.
Блестящему историку литературы, одному из лучших знатоков русской поэзии первых десятилетий XX века, непревзойденному публикатору и комментатору, мастеру маргиналий и заметок на полях, бывшему рижанину, а ныне жителю Иерусалима Р.Д. Тименчику 3 декабря сего года исполнилось 60 лет. В качестве поздравления юбиляру его друзья, коллеги, ученики выпустили юбилейный сборник, а по-русски говоря - festschrift. Среди поздравителей - М.Гаспаров, М.Вайскопф, А.Лавров, Р.Лейбов, О.Лекманов, А.Немзер, Г.Обатнин, К.Поливанов, О.Ронен, Л.Флейшман и многие другие замечательные филологи. Среди персонажей: Пушкин, Тютчев, Фет, Вл. Соловьев, Вяч. и Г. Ивановы, Мандельштам, Бродский, Борис Рыжий - и, конечно же, Анна Ахматова.
Тименчик Р.Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. - М.: Водолей Publishers; The University of Toronto, 2005 - 784 с.
Сказать про эту книгу "долгожданная" - значит, не сказать ничего. Монография Р.Тименчика о поздней Ахматовой анонсировалась канадским славистским интернет-изданием "Toronto Slavic Quarterly" уже несколько лет, но все это время дополнялась и дорабатывалась, так что появилась только теперь, в аккурат к 60-летию автора. Содержание ее значительно шире заявленной в заглавии темы - по существу перед нами "ахматоцентричная" версия истории советской культуры означенных лет. В центре внимания исследователя - общественно-политический контекст 60-х годов, точнее, проекции этого контекста на ахматовское творчество.
"Это - не фрагмент биографии поэта и не монография о ее произведениях определенного периода, - предупреждает возможные неверные прочтения сам Р. Тименчик. - Предлагаемая книга фактически есть разросшаяся вступительная глава к дробному и пристальному путеводителю по ахматовским записным книжкам". Как и положено по канонам жанра, примечания занимают почти 500 (пятьсот!!!) страниц из 800-страничного общего объема книги.
Белоус В.Г. Вольфила [Петроградская Вольная Философская Ассоциация]: 1919-1924, в 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2005.
Еще один итог многолетних кропотливых разысканий счастливо добрался в эти дни до печати. Уже первая книга этого исследования, появившаяся около полугода назад, позволяла говорить о нем как об эталонном для штудий такого рода труде. Вышедшая только что вторая лишь подтвердила это ощущение. Дотошность, с какой автор реконструирует историю Вольфилы заслуживает самых лестных слов.
Трудность стоявшей перед Владимиром Белоусом задачи можно в полной мере оценить, только помня, что Вольфила была организацией с весьма сложной и разветвленной структурой, а документальные свидетельства ее бытия сохранились по условиям времени не лучшим образом. Основной формой деятельности Ассоциации были открытые собрания - их стенограммы составили основу первого тома. Во второй книге по "косвенным уликам" - повесткам, афишам, объявлениям - воссоздается ход тех заседаний, стенограммы которых не сохранились. Кроме того, здесь же находим портреты некоторых вольфильских идеологов и анализ персонального вклада каждого из них в деятельность Ассоциации.
Липовецкий В.А. Ковчег детей, или Невероятная одиссея. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 736 с.
Кажется, о катаклизмах XX века невозможно написать что-то новое, информацией о войнах, Холокосте, ГУЛАГе все сыты до такой степени, что самые сенсационные сенсации и самые ужасные ужасы здесь ничего уже не прибавят и не убавят. Но каждый раз находится какая-нибудь история, невероятная настолько, что любая научная фантастика по сравнению с ней - детский лепет.
В основу книги Владимира Липовецкого, бывшего советского моряка, живущего сейчас в Израиле, положено нечто вроде журналистского расследования событий 85-летней давности. В начале 1918 года почти 800 детей в возрасте от трех до пятнадцати лет были отправлены из голодного Петрограда на Урал. Начавшаяся гражданская война отрезала их от дома, и, скорее всего, они сгинули бы в той мясорубке, как миллионы их соотечественников. Но судьбой детей озаботились представители сибирской миссии американского Красного Креста, и они оказались сначала в Китае и Японии, потом на Западном побережье Америки, пересекли континент, океан, а затем через всю Европу, через Финляндию добрались до Советской России. Их одиссея закончилась осенью 1920 года там же, откуда начиналась, в Петрограде.
Материал об этом невольном кругосветном путешествии В. Липовецкий начал по крупицам собирать четверть века назад. Результат его разысканий - документальный роман "Ковчег детей".
Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя / Пер. с англ., нем. М.Хорькова, Е.Балагушкина. - М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2006. - 528 с.
В прошлом году на сентябрьской книжной ярмарке московско-иерусалимское издательство "Мосты культуры" демонстрировало первый выпуск серии "Алеф", посвященной изысканиям в области еврейской мистики. То была знаменитая монография крупнейшего специалиста в этой сфере Гершома Шолема "Основные течения в еврейской мистике". В связи с выходом этого тома в Москву тогда приехал ученик Шолема Моше Идель - тот самый, которому Умберто Эко посвятил "Маятник Фуко". Выступая на презентации книги, Идель заметил, что монография его учителя переведена на большинство основных мировых языков, но русское издание превосходит все остальные и научной подготовкой, и полиграфическим оформлением. То же можно сказать и о втором выпуске серии - "Хасидских историях" Мартина Бубера.
Бубер - один из самых ярких мыслителей XX столетия, создатель оригинальной версии экзистенциализма - всегда утверждал, что в основе его философии лежит традиция восточноевропейского хасидизма. В подтверждение своего тезиса он собрал и издал антологию текстов хасидских цадиков - первая часть этого труда и представлена в новой книге "Мостов культуры". По мнению Бубера, хасидизм учит, что Всевышний нуждается в человеке не меньше, чем человек во Всевышнем. Только в диалоге между Богом и человеком может раскрыться Божественная сущность, только человек своим служением Господу освящает космос.
Нелишне заметить, что с такой трактовкой согласились далеко не все исследователи. Так, тот же Шолем активно критиковал Бубера за антиинтеллектуализм и модернизацию хасидизма. Сегодня, впрочем, оба мыслителя оказались союзниками в борьбе против того околокаббалистического трэша, который в изобилии разбросан и по нашим книжным магазинам, и по торговому залу ярмарки "non-fiction".
Броди Р. Гаоны Вавилонии и формирование средневековой еврейской культуры / Пер. с англ. Г. Зелениной. - М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2006. - 440 с.
Серия "Библиотека Иудаика" выходит уже около четырех лет, и книг, в большинстве своем весьма достойных, за это время в ее рамках издан не один десяток. Монография профессора Иерусалимского университета Роберта Броди тем не менее среди них не теряется - не случайно в 1999 году в США она была признана книгой года по иудаике. Исключительно дотошно, делая предметом своего рассмотрения то один аспект, то другой, автор описывает те 500 лет еврейской истории (вторая половина первого тысячелетия нашей эры), которые получили название "эпохи гаонов", т.е. законоучителей, глав талмудических академий в Вавилонии. В центре его внимания - многообразие функций гаонов (которые вдобавок к обязанностям глав академий ведали юридическими вопросами), их соперничество с палестинским центром, борьба с различными ересями, а также собственно интеллектуальная деятельность. В общем, добротная академическая монография; понятно, что за каждым словом в ней стоит множество проработанных книг, проанализированных источников. Чтение, конечно, скорее для специалиста - разговор ведется на уровне, отсекающем заинтересованных дилетантов, вроде меня.
Альберт Эйнштейн: обрести достоинство и свободу / Сост. и ред. З.Копельман. - М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2006. - 256 с.
Нынешний год объявлен ЮНЕСКО "годом Эйнштейна", в связи с чем издательство "Мосты культуры" выпустило "рассказ о человеке, который, начав размышлять о своем еврействе, сумел извлечь из этого объективного обстоятельства неожиданные и очень субъективные выводы, которые, однако, он - сделавшись знаменитым - решил во что бы то ни стало донести до слуха и ума как можно большего числа людей" (из предисловия составителя). Сборник составили эссе Исайи Берлина "Эйнштейн и Израиль", статья Романа Якобсона "Эйнштейн и наука о языке", воспоминания знавших великого физика людей (в том числе занятный очерк Осипа Дымова, публикуемый Владимиром Хазаном), а главное - работы самого Эйнштейна о еврействе, Израиле, сионизме.
Как известно, Давид Бен-Гурион предлагал Эйнштейну стать вторым президентом государства Израиль, однако тот ответил отказом. Мотивы такого решения становятся по прочтении книги более понятными. Да, Эйнштейн считал себя сионистом, но сионистом был довольно странным; он выступал за переселение евреев в Палестину, но мысль о создании еврейского государства была ему вполне чужда: "Мое понимание сущности иудаизма, - писал он, - никак не согласуется с идеей еврейского государства, у которого будут границы, армия и органы государственной власти - даже в самых незначительных масштабах". Эйнштейн мечтал о такой стране, где евреи и арабы могли бы жить в мире и согласии, и не изменил своего мнения даже после кровавых еврейских погромов, прокатившихся по Палестине в 1920-30-х гг. Будучи, вполне в духе эпохи, социалистом и пацифистом, он выражал уверенность, что "евреи и арабы (особенно - их рабочий класс) смогут прекрасно сосуществовать". Нельзя не заметить, что при всей очевидной наивности такого подхода есть в нем что-то бесконечно трогательное.
Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 320 с.
Линор Горалик начала писать биографию куклы Барби, а написала историю западного общества 1960-2000-х гг. Тут и феминизм, и расизм, и исламизм, и глобализм с антиглобализмом, и политкорректность, и гендерные споры, и прочая, и прочая. "Стоило задуматься о любой вариации куклы, о любом ее мало-мальски значительном качестве, как волей-неволей начинал разматываться клубок совершенно не игрушечных тем", - констатирует усталый, но счастливый автор, успешно преодолевший все трудности и создавший в итоге очень любопытную книгу (кстати, занятная деталь: создатель куклы компания "Маттел" и ее российский представитель компания "Мир Барби" без объяснения причин отказались сотрудничать с Л. Горалик). Барби на работе, Барби в нижнем белье, Барби и ее Кен - за каждым из этих моментов кукольной жизни и впрямь стоят вовсе не кукольные проблемы. Поневоле начнешь вслед за автором задумываться о причудливости цивилизации, "которая способна сотворить себе кумира из маленькой пластмассовой куклы и так сложно, так противоречиво и запутанно построить собственные отношения с этим кумиром".
|
|