Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Михаил Швыдкой: Нынешняя реформа может привести к сокращению библиотек в сельской местности
Михаил ШВЫДКОЙ - В одной из лучших пьес Эдварда Радзинского, которая называлась «Обольститель Колобашкин» (она шла на Малой Бронной; ее ставил Анатолий Васильевич Эфрос, а играл в ней Валентин Иосифович Гафт; закрыли этот спектакль довольно скоро), был такой текст: «Если голова болит, значит наличествует». Вообще, кризис для культуры – это нормальное состояние, это такой признак здоровья. Кризис ведь когда бывает? Когда больной от состояния комы или полусмерти, он переживает некий кризис и выздоравливает. Правда, бывает, что от кризиса и помирают, но в данном случае я думаю, что больной выздоравливает. Дело в том, что я не сторонник ни одной, ни другой точки зрения, потому что те процессы, которые сегодня переживает российская культура, как это ни парадоксально может показаться, переживает вообще культура всего мира.

Михаил ШВЫДКОЙ – Я считаю, что, в общем, российская культура с большим трудом справилась или, скажем так, справляется с тем переходом, который был очень мучителен в начале 90-х годов, с тем переходом абсолютно советской социалистической модели управления и переходит к той модели, которая так или иначе адаптируется к современному обществу. Это не во всех сферах культуры происходит. В этом смысле книгопечатание, кинематография, телерадиовещание, в известном смысле музыкальная культура – они, безусловно, сегодня вписаны в те новые модели жизни, которые существуют. В меньшей степени это относится к театру по объективным причинам. Я думаю, что сегодня и музеи, и даже библиотеки в известном смысле научились выживать в новых условиях. Опять же жизнь, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, нам подбрасывает все время. Появляется 122 Федеральный закон: выясняется, что разграничение бюджетной ответственности между федеральным центром, регионами и муниципалитетами может привести к сильному сокращению сети библиотек в сельских местностях и в маленьких городах. Это может привести к закрытию.

Михаил ШВЫДКОЙ – Я считаю, что главная задача правительства – обеспечить всем равный доступ к культуре. При том, что ясно: интернет, телевидение не заменят живого общения с искусством, для этого нужны клубы, для этого нужны многопрофильные, многофункциональные культурные центры, где люди могли бы заниматься творчеством.

Михаил ШВЫДКОЙ – Естественно, что ни Музей кино, ни его коллекция, ни библиотека Союза кинематографистов, которая находится в Киноцентре, – они не окажутся бездомными, это естественно. Вопрос в том, сможем ли мы сегодня предоставить необходимое прекрасное здание для музея? На этот вопрос я отвечу отрицательно, но то, что ни Наум Клейман, ни его сотрудники, ни коллекция, ни публика Музея кино, уже сформировавшаяся, не окажутся за пределами культурного процесса, тоже очевидно. Мы сейчас приготовили достаточно серьезное фильмохранилище для коллекции музея на «Мосфильме», на время, во всяком случае, сейчас мы ведем переговоры с руководителем Киноцентра о том, что часть зала все-таки будет оставлена для показа музейных программ. Что-то мы будем показывать в агентстве. Ну, ведутся и другие переговоры, я не хочу сейчас просто открывать, говорить о том, что еще находится в еще таком подвешенном состоянии, но, я повторю, никто Музей кино не обидит, не бросит, и Наум Ихильевич не окажется бомжом.

НАША СПРАВКА:

Михаил Ефимович ШВЫДКОЙ - Доктор искусствоведения, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии театрального искусства. Награжден орденом «Знак почета».

Михаил Швыдкой родился 5 сентября 1948 года в Киргизии, где его семья находилась в эвакуации. Школу закончил в Москве. Окончил ГИТИС по специальности «театроведение». После института служил в армии.

С 1973 по 1991 год работал в журнале «Театр» на должностях редактора, ответственного секретаря, заместителя главного редактора.

С 1991 по 1993 год - генеральный директор редакционно-издательского комплекса «Культура» Министерства культуры РФ.

С апреля 1993 года по август 1997 года - заместитель министра культуры РФ.

Август 1997 год - май 1998 год - главный редактор общероссийского государственного канала «Культура».

Май 1998 год - январь 2000 год - председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

8 февраля 2000 года назначен министром культуры Российской Федерации.

В мае 2000 года назначен министром культуры в правительстве Михаила Касьянова.

24 февраля 2004 года указом Президента РФ отправлен в отставку в составе Правительства Михаила Касьянова.

В марте 2004 года назначен руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы