|
Премия Андрея Белого объявила финалистов
В день 125-летия со дня рождения Андрея Белого жюри первой российской независимой литературной премии (каковой премия Андрея Белого и является) объявило список финалистов. Лауреаты станут известны в дни прохождения в Москве ярмарки Non/fiction.
Маленькая, но гордая премия, хочется сказать. Действительно, кому еще сегодня отстаивать вкус, мастерство и художественные инновации, как не премии, названной именем гениального и до сих пор маргинального писателя и поэта. И с этой точки зрения шорт-лист премии Андрея Белого не разочаровал.
Среди поэтов в список финалистов вошли Мария Степанова - одно из самых ярких имен в современной поэзии (ее поэтический сборник "Физиология и малая история" даже удостоился чести попасть в шорт-лист премии "Книга года"); Александр Львовский; живущий в Дании Арсений Ровинский и живущий в Канаде, давно повсеместно утвержденный Бахыт Кенжеев. Едва ли не единственная неожиданность в номинации "Проза" - повесть Евгения Гришковца "Реки". Ни лаконично-изысканный Анатолий Гаврилов (с книгой "Весь Гаврилов"), ни Юрий Лейдерман, ни лауреат "Национального бестселлера" Михаил Шишкин, ни даже Омри Ронен недоумения не вызывают.
Наконец, в номинации "Гуманитарные исследования" - целый ряд замечательных авторов. И Анатолий Ахутин, и Константин Богданов (уже заслуживший репутацию "русского Фуко"), ни Александр Долинин со своей набоковской монографией, ни переводчик, критик и социолог Борис Дубин (представленный аж двумя книгами ("Интеллектуальные группы и символические формы", "На полях письма") и даже Александр Секацкий, вышедший в финал с отнюдь не лучшими своими произведениями - авторы во всех отношениях достойные. В общем, можно только радоваться.
****
Николай АЛЕКСАНДРОВ
День рождения Андрея Белого сегодня. Конечно, на фоне других знаменательных дат (110-летие Сергея Есенина, 100-летие Даниила Хармса) 125-летие знаменитого московского символиста, штейнерианца, теоретика стихосложения, писателя, поэта, эссеиста, философа, "резчика по дереву", "мазилки эскизов", создателя безумных схем, графиков и лингвистических теорий как-то меркнет. Уже не первый год существует Музей Андрея Белого на Арбате (Арбат, 53), проводятся конференции, выпускаются книжки, даже собрания сочинений - и тем не менее. Не пользуется популярностью Борис Николаевич Бугаев (в литературном крещении Андрей Белый), сын Николая Васильевича Бугаева, профессора Московского университета, декана математического факультета. Для большинства публики он столь же заумен, как математические теории его отца.
Москва начала века была не представима без этого голубоглазого, безумного (с явной склонностью к аутизму и мании преследования) юноши, студента математического факультета университета, автора странных "симфоний", которые появлялись под псевдонимом Андрей Белый, автора не менее странной лирики, которая печаталась в брюсовском журнале "Весы", одержимого страстью к мифотворчеству. Андрей Белый всерьез ходил охотиться на единорогов в окрестностях Новодевичьего монастыря, чем ввергал в полное недоумение рационалистичного и трезвого Валерия Брюсова.
Стихи Андрея Белого, его "симфонии", его статьи, составившие сборники "Арабески", "Символизм", "Луг зеленый", его романы: "Серебряный голубь", Петербург", его автобиографическая проза: "Крещеный китаец", "Котик Летаев", трилогия "Москва", его мемуары: "На рубеже двух столетий", "Начало века", "Между двух революций", его наукообразные исследования (замечательная книга о Гоголе в первую очередь), его теория жеста и связанная с ней теория ритма, его визионерские и философские откровения - все это, несмотря на замечательные исследования отечественных и зарубежных филологов (Александра Лаврова, Джона Малмстада, Николая Богомолова и др.), до сих пор не осмыслено, не отрефлексировано, не востребовано.
Читатели вообще и литературно-критическая публика в частности как раньше читали, так и теперь читают "Мещан" Горького (безусловный бестселлер начала века) и романы Арцыбашева. То есть довольствуются плакатом, лубком или глянцевым журналом на худой конец. Публика по-прежнему ленива и нелюбопытна, ретроградна, дурно воспитана. Она до сих пор -- чистый лист, белая бумага, tabula rasa. Всякого рода продвинутость, предваряющая прозу XX века: и Джойса, и Пруста, и поиски концептуалистов XX века, кажется ей заумной.
И правильно, на самом деле. Действительно, как можно с увлечением читать Андрея Белого, когда он словечка не мог сказать в простоте, когда у него цитата на цитате, когда он - на основе тщательного изучения Даля создавал фантастический и, казалось бы, совершенно невиданный язык; когда теории Потебни в его интерпретации превращались, например, в художественно-лингвистическую и неудобочитаемую "Глоссолалию", когда его нервный, маниакально-депрессивный характер претворялся в ритмизованную прозу, в нанизанные друг на друга гекзаметры (как в "Крещеном китайце", что еще Мариэттой Шагинян было замечено), когда его чтение Гете, Штейнера, Ницше, неокантианцев, позитивистов, восточных мистиков, теософов, антропософов и пр. переваривалось в неожиданные философско-мистические концепции. "Это был едва ли не единственный почти гениальный человек, которого я встречал в своей жизни", - писал об Андрее Белом замечательный русский философ и человек совершенно иной ментальной и душевной организации Федор Степун.
Сегодня премия Андрея Белого, первая независимая российская литературная премия, объявляет шорт-лист. К ней можно предъявлять массу претензий, однако несомненно одно. В отличие, скажем, от премии Ивана Бунина, премия Андрея Белого полностью соответствует личности и духу человека, именем которого названа.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Известия науки
НАША СПРАВКА:
Андрей Белый (Бугаев Андрей Николаевич) (1880-1934) - pусский писатель, поэт, философ, исследователь культуры, теоретик русского символизма. Искал высший религиозный смысл культуры, стремился выработать универсальное представление о человеке и культуре. В культуре, по мнению Белого, происходит процесс "очеловечения" личности, преодолевается ее "замкнутое биологическое бытие". "Очеловечение", как его понимал Белый, - это "одухотворение". Сущность культуры он видел в творческом преобразовании окружающей действительности, в "пересоздании человечества", трансформировании его в новое качество.
В этом же заключается высшее предназначение нравственности и искусства. Однако Белый подчеркивает различие между тем, что он называет "художество" и "культура". Первое пересоздает мир идеально, второе - переводит этот процесс в реальность: жизнь превращается в материал, который благодаря творчеству перевоплощается в ценности. Белый, как известно, был теоретиком русского символизма. В своей работе "Символизм как миропонимание" он четко определяет три "лозунга" символизма в литературе:
1) символ всегда отражает действительность
2)символ есть образ, видоизмененный переживанием
3) форма художественного образа неотделима от содержания.
Основные теоретические работы: "Символизм" (1910), "На перевале (1918-1920, т.1-3), "Кризис культуры", "Революция и культура", "Философия культуры", "Символизм как миропонимание".
|
|