|
Прошла Вторая сессия Международной библиотечной философской школы
С 11 по 21 сентября 2005 года на базе библиотек Калининградской области прошла Вторая сессия Международной библиотечной философской школы. Организаторы Школы - Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Администрация Калининградской области и Администрация муниципального образования города Черняховска.
В мероприятии приняли участие философы, культурологи, социологи, экологи, науковеды, библиотековеды, специалисты в области книговедения, информатики, руководители и работники сферы культуры, образования и науки из Азербайджана, Беларуси, Германии, Литвы, Польши, России и Украины.
В работе Школы большое внимание уделялось месту и роли библиотеки в структуре общества знаний. В докладе профессора Михаила Опенкова "Библиотека как институт гражданского общества" было отмечено, что главный недостаток имеющихся моделей общества знаний в российском контексте - это отсутствие понимания того, какие социальные страты собственно являются коллективным субъектом, реализующим этот общественный проект. Было обращено внимание на значение библиотечного сообщества в данном процессе.
Особый интерес у слушателей Школы и немецких коллег вызвал доклад эксперта Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Артема Личутина "Управление знаниями - поиск - библиотека", представленный и прокомментированный профессором Опенковым и кандидатом философских наук Ларисой Морщихиной.
В ходе обмена мнениями Михаил Опенков пояснил методологию исследования феномена библиотеки, как когнитивной машины общества знаний, разрабатываемую архангельской школой эпистемологии.
Ульрих Шпигельберг поставил вопрос о приглашении на следующую секцию Школы немецких философов, работающих в данном направлении. Эта идея была поддержана российской стороной.
Эдда Ниман рассказала о планируемом ею издательском проекте, способном повлиять на воспитание толерантности в современной мультикультурной Германии. Речь идет об издании на 25 языках, включая русский, "Притчи о кольце" Готгольда Лессинга, произведения содержащего глубокие мысли о веротерпимости и межконфессиональном диалоге.
Весьма перспективным представляется исторический подход к изучению общества знаний, заявленный в сообщении Дениса Бедника (журнал "Библиотечное дело"). С точки зрения Бедника, исторически-определенный вариант "общества знаний" появляется всякий раз, как социум преодолевает некий критический барьер производимой им информации. Немедленно встают проблемы управления знаниями. Это обстоятельство было продемонстрировано на примере средневековой европейской культуры. Бедник показал также различие статуса знания в средневековом и современном информационном обществах.
В целом можно сделать вывод о том, что Международная библиотечная философская школа стала международной не только по названию, но и по сути, включая свои темы и исследования в общеевропейский контекст.
--------------------------------------------------------------------------------
Пресс-служба
Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
|
|