|
Иконы и фрески Дионисия впервые увидят в Италии
В Москве в среду состоялась презентация выставки «Город Джотто принимает Дионисия», которая открывается в итальянском городе Падуе 21 октября.
Как заявила на пресс-конференции директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ) Екатерина Гениева, впервые творения Дионисия предстанут перед итальянской публикой в «городе Джотто» - Падуе.
Эта экспозиция - ответ на выставку «Джотто в Падуе», которая прошла в 2004 году в Москве и Санкт-Петербурге в рамках международной программы «Диалог культур. Россия-Италия». Екатерина Гениева напомнила, что эту выставку посетило тогда более 1 млн россиян.
«Теперь ВГБИЛ в ответ решила показать итальянцам в ответ иконы Дионисия», - сообщила она.
Выставка произведений Дионисия организована при участии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ (Роскультура), РОСИЗО (Дирекции музейного фонда), Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, музеем Древнерусской культуры искусства имени Андрея Рублева и Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М. И. Рудомино. С итальянской стороны в организации выставки участвовали общество «Друзей России» и Епископат Падуи.
Как сообщила Екатерина Гениева, выставка будет проходить в музее Диочезано (Епископата) в Падуе с 21 октября 2005 года по 8 января 2006 года. Жители Италии увидят пять икон работы Дионисия и 10 икон работавших с ним мастеров. Также в церкви Эреметани, которая знаменита фресками Андрея Мантенья, что располагается рядом с Капеллой Скровеньи, прославленной фресками Джотто, будет развернута выставка модели (один к одному) алтарной части храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря с копиями фресок Дионисия, выполненными художником Николаем Гусевым.
Директор ВГБИЛ сказала, что специально для этой выставки библиотека подготовила на итальянском языке альбом «Дионисий», путеводитель по выставке фресок, а также каталог икон. Также к этой экспозиции был подготовлен фильм о Дионисии, который будет распространяться на выставке.
Вице-президент общества «Друзья России» Антонио Темил заявил: «Попытаться организовать ответную выставку в Падуе, для меня было естественным. Но это было очень сложно, потому что в Италии донести культуру другого народа не просто. Многие бюрократы, которым объяснял важность этой выставки и рассказывал о Дионисии, представляли себе иконы, которые продаются у нас в лавочках. В России объяснить культурные ценности гораздо проще».
По словам Антонио Темила, в организации выставки очень помогло министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.
«Привезти в Италию культуру России, показать общие культурные корни – благородная задача, - заявила он. – Взаимоотношения между Россией и Италией, Россией и Европой должны развиваться. И эта выставка - один из шагов к взаимопониманию».
В ходе этой выставки состоится встреча между представителями двух религиозных конфессий, что очень важно для наших стран, - заявила Екатерина Гениева. В открытии экспозиции примут участие архиепископ Падуанский Антонио Маттиадзо и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, которые проведут переговоры.
При транспортировке икон Дионисия и копии алтаря (фресок) организована серьезная охрана. С российской стороны произведения искусства страхует Роскультура и РОСИЗО, а с итальянской страховка организована через таможенные органы.
Как заявил Антонио Темил, музей, где будет развернута экспозиция, оснащен современными системами охраны.
«Каждый уголок музея был проверен нашими бюрократами с лупой», - отметил он. Екатерина Гениева добавила, что на выставке будут присутствовать смотрители, так как «техника техникой, а человеческий фактор важен». Директор музея Рублева Геннадий Попов сообщил, что иконы будут перевозиться в контейнерах, а копии фрески – в двух фурах. По его словам, в среду они должны быть загружены в машины и отправлены в Италию под охраной.
Корр. АНН Олег Соловьев
В Москве в среду на презентации выставки «Город Джотто принимает Дионисия» ее участники дружно заявили, что культура в России не должна превратиться в сплошную коммерцию.
Инициативы чиновников перевести культуру на самофинансирование и лишить ее государственной поддержки вызывают опасения у многих работников этой сферы.
Директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ) Екатерина Гениева сказала, что теоретически на выставках заработать можно.
«Но конкретно на выставке «Город Джотто принимает Дионисия», которая открывается 21 октября в Падуе в Италии, мы только платим и платим, - заявила она. - Многие спрашивают: зачем мы это делаем при наших низких зарплатах? Но хочется привезти в Италию уникальные иконы Дионисия, чтобы итальянцы удивлялись нашему культурному богатству и гордились русской культурой». По словам Гениевой, деятели культуры уже «привыкли к реформам в нашей сфере».
«Будет реформа, будем и думать, что делать и как выходить из положения, - подчеркнула директор ВГБИЛ. - Меня лично они пугают: хочется, чтобы эти новации не мешали развитию нашей культуры».
Как заявил директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч, государство должно понимать, что «на культуре заработать нельзя, она не сможет себя окупить. Это не промышленное или коммерческое предприятие».
Частично выставки приносят доход, такие как в нью-йоркском музее Гугенхайма, где было собрано самое лучшее культурное наследие России. «Но лишите государственной поддержки даже раскрученный Эрмитаж - и все, катастрофа, - заявил директор Государственного института искусствознания. - Можно зарабатывать часть денег, но финансирование государством культуры необходимо».
По мнению Комеча, «люди и чиновники должны понять, что вложение средств в культуру не дает сиюминутные дивиденды, а приносит свои плоды через годы». «Ведь на культуре и истории мы воспитываем наше поколение, а это наше будущее, будущее нашей страны» - подчеркнул он.
В тоже время директор музея Рублева Геннадий Попов заявил, что «наша культура переживет любые реформы, в том числе, и предстоящие».
|
|