|
Завершила работу Московская Международная книжная ярмарка
ПОДРАЖАЯ ЛИТЕРАТУРЕ
В прошлом году практически все писавшие о Московской международной книжной выставке-ярмарке отмечали небывало низкое число посетителей и полупустые павильоны. Тогда все объясняли чересчур ранним началом - 1 сентября, хорошая погода, не все еще вернулись с дач - и бесланским синдромом (люди прильнули к телевизорам, а если и выходят на улицу, то стараются избегать мест массового скопления себе подобных). Но вот в среду стартовала очередная, восемнадцатая по счету ММКВЯ, и в первые же часы стало очевидно: хоть и открылась она нынче позже, чем обычно, и ближайший катаклизм на сей раз в Новом Орлеане - а люди на ярмарку все равно не идут. То ли случайное совпадение, то ли и впрямь прав Владимир Григорьев, и "престиж чтения в нашей стране медленно, но неуклонно падает".
Что же потеряли не пришедшие? Из грандов стоит выделить "Азбуку", за отчетный период запустившую целых две новые серии переводной беллетристики: "Espresso" (Иржи Грошек, Грэм Джойс и прочее чтиво средней стильности - интересно, чем теперь порадует "Capuccino") и "XLibris" - судя по обложкам и аннотациям, что-то остросюжетное, преимущественно про маньяков. Кроме того, "азбучники" презентуют очередного Эрленда Лу и обещают ежедневно в полдень палить из пушки в честь своего 10-летия. Надеюсь, холостыми.
Но самое любопытное на стенде питерцев - свежая серия отечественной прозы "Закон и порядок". Открывает ее роман Олега Кулагина "Московский лабиринт". На обложке книги изображена белокурая бестия женского пола с чем-то огнестрельным в нежных ручках. Чуть ниже надпись: "Москва разрушена, американцы правят бал, но партизаны не сдаются". Первый тираж был сметен благодарной публикой за месяц, после чего издательство завалили письмами с требованиями добавки. Издатели глубоко вздохнули и запустили новый проект. Такие вот веселые картинки из жизни коллективного бессознательного.
Новую серию придумали и в "Амфоре". Она называется "Личное мнение" и открывается книгами Александра Дугина и Татьяны Москвиной, к которым вскоре прибавится сборник публицистики Дмитрия Быкова (несколько книг которого на стенде "Амфоры" уже наличествуют). Кроме того, "амфоровцы" запустили собрание сочинений Людмилы Петрушевской, напечатали первый роман Джона М. Кутзее "Сумеречная земля" и перекупили у "Симпозиума" другого нобелевского лауреата последних лет Эльфриду Елинек. Но с особой радостью я обнаружил, что воспетая мною некогда серия из жизни метросексуалов жива и активно пополняется. Правда, теперь издатели перекинулись на женскую аудиторию, которую учат правильно худеть и отговаривают от пластических операций.
Вероятно, любопытными новинками, как обычно, может похвастаться "Эксмо", но там публику полдня развлекал автор бестселлера "12 кресел" и по совместительству депутат Госдумы Алексей Митрофанов, так что подходить слишком близко к стенду не хотелось из гигиенических соображений - даже ради новой книги Андрея Колесникова "Увидеть Путина и умереть".
По-прежнему динамично развивающееся "Время" выпустило к ярмарке два романа Марины Влади - "Путешествие Сергея Ивановича" (про вернувшегося из Афганистана советского солдата) и "Мой вишневый сад". Правда, сам обещанный автор так и не появился, и вместо живой Марины Влади собравшейся публике продемонстрировали фильм с ее участием. Отчего, по-моему, все только выиграли. Тем более, что у "Времени" остается запасной козырь в рукаве - Юлия Кантор, чья книга "Война и мир Михаила Тухачевского" обещает стать одной из самых любопытных новинок нон-фикшн нового книжного сезона.
Тем более, что прочие традиционные поставщики интеллектуального чтива выступили не так чтобы слишком ярко. "Этническая карта Северного Кавказа" Виталия Белозерова у ОГИ, исследование Евгения Павлова об автобиографической поэтике Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама и еще несколько не самых вдохновляющих книг у НЛО - на этом фоне куда привлекательнее выглядит "Молодая гвардия", выпустившая наконец в ЖЗЛ давно ожидавшиеся биографии Горького и Пастернака работы соответственно Павла Басинского и Дмитрия Быкова.
Заметнее прочих производителей нон-фикшн выглядит на ярмарке молодое издательство "Европа", один из двух главных редакторов которого - Вячеслав Глазычев - провел в среду пресс-конференцию на тему "Новая политическая книга в России". Он представил книги Юрия Шевцова "Объединенная нация. Феномен Беларуси", Сергея Горяинова "Деньги террора. Кто оплатил Беслан" и Владимира Малявина "Китай управляемый: старый добрый менеджмент" (правда, автор, впервые увидевший свою книгу только в ходе означенного мероприятия, удивленно заметил, что в рукописи у нее было совсем другое название, не сообщив, впрочем, какое именно). Глазычев сформулировал программу нового издательства - принципиальный плюрализм и готовность публиковать всех, кроме фашистов, - и наметил основные направления его деятельности: перевод в книжный формат газетно-журнального материала (как в вышедших недавно сборниках "Оранжевая революция: украинская версия" и "Киргизский переворот. Март-апрель 2005"), воскрешение хорошо забытого старого (здесь самый яркий пример - издание книги полузабытого немецкого экономиста XIX века Фридриха Листа "Национальная система политической экономии"), заполнение белых пятен.
Другое заметное мероприятие, связанное с политической литературой, было запланировано на четверг - директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева ведет круглый стол "Книги против терроризма". Но вот загадочное совпадение - в первый день работы ММКВЯ издательство "Время" получило тираж нового романа Льва Гурского "Никто, кроме президента", где на странице 62 описан круглый стол "Литература против терроризма", проходящий в Библиотеке иностранной литературы. И ведет его, разумеется, директор оного заведения Женевьева Кулиева. А заканчивается все появлением нацболов, забрасывающих участников яйцами и помидорами. Не удивлюсь, если Гурский, желая довоплотить так удачно складывающийся сюжет, заявился на круглый стол с десятком яиц и авоськой томатов.
Михаил Эдельштейн
******
МОСКОВСКАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ
Сегодня закрывается XVIII Московская международная книжная ярмарка. Она началась как праздник для издателей и книголюбов и продолжилась как схватка за читателя.
В первый день на сцене между двумя павильонами ВВЦ играла музыка, выступали ответственные лица, а внутри павильонов царило радостное оживление. Но пришедшие на ярмарку в субботу и воскресенье (а именно в эти дни был основной наплыв посетителей) не могли не отметить, что праздник книги постепенно превратился в серьезную издательскую битву за читателя, к счастью, бескровную. В одно и то же время на близко расположенных стендах представлялись книги и их авторы, которые вызывают повышенный читательский спрос. В какой-то момент книжная ярмарка стала напоминать нью-йоркскую биржу.
Столпотворение было ужасное! Рассмотреть лица авторов, подписывающих свои книги, было практически невозможно, для этого нужно было не просто купить книгу, но и отстоять приличную очередь к виновнику торжества. Микрофоны и репродукторы отчаянно фонили, писательских голосов, отвечающих на вопросы читателей, порой не было слышно, они перекрывали друг друга, а громче всех звучали голоса издательских "зазывал", обещавшие "самую замечательную книгу самого замечательного писателя с самым замечательным автографом".
С одной стороны, это радовало. Если читатели с такой страстью и терпеливостью рвутся к любимым авторам, значит, престиж писательской профессии растет. С другой стороны, все более отчетливо вырисовывается ситуация издательского монополизма, когда крупные "акулы" книжного бизнеса вытесняют малые издательства, особенно региональные, а главной стратегией книжного рынка становится не живое слово писателя, но книжные проекты.
В XIX веке и практически на протяжении всего ХХ книжные проекты не имели своего человеческого имени и таким образом не подменяли собой писателя. Не было проекта "Пушкин" и "Достоевский", а были великие поэт и прозаик, которых боготворила публика и текстов которых с нетерпением ждали издатели.
Сегодня проект - это имя. "Александра Маринина", "Борис Акунин", "Дарья Донцова", "Оксана Робски", "Юрий Поляков" и т.д. Намеренно называю очень разных авторов с разной степенью волевой сопротивляемости издательскому диктату. Например, Акунин и Поляков сами навязывают издательствам свои проекты и, соответственно, меняют издателей по своему усмотрению. Но уже Донцова и Робски - это характерный пример, когда за проектом не видно собственной творческой воли. Донцова породила столько подражателей, что уже забыли, что она сама является Хмелевской местного розлива. Она всецело зависима от своих читательниц, которые (я слышал это неоднократно) читают ее скороспелые книги, чтобы "не думать ни о чем". Это уже не литература, но легкий дамский наркотик.
И уж совсем характерный пример - Оксана Робски. Замечательное определение "рублевские жены" (по названию Рублевского шоссе, где строятся самые богатые особняки в Москве), к которым она без стеснения себя относит, по-существу, исчерпывает весь ее "проект". Ну и вопросы были соответствующие. "Как ваши соседи относится к вашей прозе?" - "Нормально. Я же не стану возражать, чтобы они сажали огурцы". "У вас есть дети?" - "Некорректный вопрос". Соответственным было и представление автора издательством "РОСМЭН": "Красивая и богатая".
На фоне Робски выгодно отличался пермский прозаик Алексей Иванов, которого раскручивает издательство "Азбука". И хотя его романы "Сердце Пармы" и "Золото бунта" невозможно читать, не вооружившись словарями уральских диалектов, наличие живой писательской воли тут несомненно. И потом Урал еще, слава богу, больше по масштабу, чем Рублевское шоссе.
Кто победит в этой великой битве за массового читателя?
Думается, это все еще зависит не только от агрессивной издательской политики, но и от авторского таланта и читательского ума. Очень хотелось бы, чтобы мы оставались не только одной из самых читающих стран мира, но и одной из не самых глупых. Это вопрос не просто чтения, а национального самосохранения.
******
333 КОТА ПРОТИВ ЧЕРЕПАШЕК-НИДЗЯ
Книга-лауреат в конкурсе "Книга года-2005"
Книга художника Виктора Чижикова и поэта Андрея Усачева "333 кота" ("Эгмонт Россия Лтд") стала победителем конкурса "Книга года-2005" в номинации "Вместе с книгой мы растем". Корреспондент "РГ" взял интервью у Виктора Чижикова.
Российская газета | Вы получили престижную премию на конкурсе "Книга года". Наверное, теперь посыплются заказы от издателей?
Виктор Чижиков | Пока не знаю. Надо пожить в качестве лауреата, а там посмотрим. Тогда и отвечу на этот вопрос.
РГ | Ваши с Андреем Усачевым "333 кота" получились просто замечательными!
Чижиков | Наверное, потому, что ни один рисунок не был заказан издателями! Вся книжка - импровизация. Когда идут вперемежку живопись, графика и черно-белое рисование, возникает разнообразие восприятия. Поэтому книжка смотрится легко, несмотря на свой большой объем.
РГ | Вы любили рисовать кошек испокон... Воплощается сейчас мечта создать оптимальную энциклопедию кошек?
Чижиков | До оптимальной еще далеко. У меня еще есть идея - нарисовать котов великих людей.
РГ | Что важнее всего для художника детской книги?
Чижиков | Для детского художника важнее всего сохранить в себе детство, подсознательно помнить, что тебе самому было в детстве интересно. Если помнишь, то, наверняка, нарисуешь то, что будет интересно детям. Иллюстрация - это беседа с читателем. Вы, наверное, замечали: приходит в компанию какой-нибудь жутко эрудированный человек, энциклопедист, на все вопросы у него есть ответы. А вся компания столпилась вокруг какого-то простого мужичка, который рассказывает какой-нибудь случай в электричке... Потом все, кто был в этой компании, вспоминают: "А, это было тогда, когда мужичок рассказывал про смешной случай в электричке!" И никто не вспоминает жутко эрудированного человека... Вот так и в детской литературе. Ты можешь быть эрудитом, семи пядей во лбу, но детям неинтересно смотреть на твои картинки, слушать тебя. Тут надо уметь проложить тропинку к детскому сердцу.
РГ | Чувствуете ли вы проникновение масс-культуры в традиционную культуру книжной графики для детей?
Чижиков | Конечно! Эта проблема сейчас особенно остро стоит. Нынче всякие диснеевские черепашки-ниндзя вторглись вообще в нашу жизнь с жуткой силой (благодаря, главным образом, телевидению). А ведь наши мультфильмы лучше и осмысленнее в тысячу раз. У них все время борются за бриллианты - даже какой-нибудь бельчонок - от горшка два вершка - и тот добывает какой-то громадный бриллиант! Такая меркантильность сюжета - это ужасная вещь. У диснеевских фильмов легкодоступная, не требующая вдумчивого отношения манера. Все такое красивенькое - реснички, Белоснежка, семь гномов... Не надо думать, о чем-то размышлять. А над рисунками наших художников - таких, например, как Геннадий Калиновский - надо думать! Вот он проиллюстрирует, предположим, Гулливера, нарисует страну лилипутов, а в этой стране сидят... лилипуты-торговцы фруктами в кавказских кепках. Вот вам философия, глубина мышления.
РГ | У вас есть любимая книга, сделанная вами?
Чижиков | Самая моя любимая книжка - "Сказки старинного города" Г.Цыферова. Я делал ее в 1969 году, когда резко "рванул" - в смысле конструкции книги. Я имею в виду не качество рисования, а качество понимания книги. Мне кажется, я научился по-философски смотреть на текст. Может быть, именно достоинство сказок Цыферова, задушевность его повествования вынудили меня сделать качественный скачок в философском осмыслении книги...
РГ | Ваши книжки являют собой зримую связь нескольких поколений россиян. Чувствуете ли вы себя работником т а к о й связи?Чижиков | Чувствую поневоле: однажды увидел на своей выставке 90-летнюю старушку. Она подошла ко мне и говорит: "Я ваши книги читаю с детства". Вот тут я, действительно, почувствовал связь поколений, ведь ей на самом деле чудится, что она меня знает с детства, хотя намного старше меня. Так получается, что меня хорошо знает не одно поколение пап и мам, потому что покупает мои книжки для своих детей. Я начал работать в 50-х годах. В 1956 году возник журнал "Веселые картинки". Его читали те, кому в то время было от 5 до 10 лет. Сейчас эти люди стали дедушками и бабушками. Вот вам и связь поколений, где я - работник связи! Это, конечно, приятно. Когда в издательстве "Самовар" вышла 20-томная мини-библиотека "В гостях у Виктора Чижикова", я получил на нее много писем от читателей всех возрастов. Писали и 80-летние читательницы из Воронежа, и 11-летние девочки, и бабушки - от имени своих внуков, еще не умеющих писать. Почему-то много писем прислали из Иркутска, Новосибирска, Петропавловска-Камчатского... Судя по письмам, в Сибири и на Дальнем Востоке меня больше любят.
Александр Щуплов
******
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ
Когда-то мне на глаза попалась и с тех пор крепко запомнилась фраза о том, что человек должен прочесть 13 книг. Но искать он их обязан всю жизнь. Часто вспоминала эти слова на Московской международной книжной ярмарке, которую посещаю каждый год. Нынешняя по счету уже 18-я. Идти туда или нет - вопрос не стоит. Конечно же, идти. Но какие тринадцать книг выбрать? Тем более что представлено их там более ста тысяч. Разумеется, можно заглянуть в шорт-лист победителей конкурса "Книга года-2005" (сам конкурс прошел в первый день работы ярмарки), но каждому покупателю хочется подобрать что-то свое, сокровенное. Могу поделиться тем, что я купила на нынешней ярмарке.Прежде всего, замечательную книжку стихов Юнны Мориц - "По закону - привет почтальону". Наугад открываю - "Вот новый Пушкин с новым Блоком/ В обнимку с новым Пастернаком/ Из телеящика глядят....". Что еще добавить? Издана красиво, не знаешь, что больше радует глаз - стихи или рисунки. Одно удовольствие. В том же издательстве "Время" вышли две новые книжки Марины Влади. Одна из них - "Мой вишневый сад" - несомненно, заслуживает внимания. Актриса продлила жизнь героев чеховской пьесы "Вишневый сад" и наделила их судьбами своих родных и близких. Можно еще приобрести автобиографическую книгу первой жены Высоцкого "Короткое счастье на всю жизнь" и взглянуть на Владимира Семеновича ее глазами.Андрей Макаревич написал книгу "Занимательная наркология", выпущенную в издательстве "Махаон", где рассказывает о своем опыте потребления спиртных напитков. Мимо книжки Кабакова "Московские сказки" тоже пройти трудно. А поклонники этого автора ищут на ярмарке новинку "Зеница ока. Вместо мемуаров" - оценить и порадоваться. Новая книга Виктора Пелевина "Relics. Раннее и неизданное" вышла в издательстве "Эксмо". В ней рассказы и эссе, стоит она 136 рублей. Здесь имя говорит само за себя и издание расхватывают, словно горячие пирожки.Что еще? Без очередной книги Дины Рубиной с ярмарки никогда не ухожу. А сейчас еще прихвачу Юрия Кублановского "Дольше календаря" и Виктора Шендеровича "Кинотеатр повторного фильма" (после прочтения его книги "Изюм из булки" (она, кстати, тоже вовсю продается на ярмарке), хочется возвращаться к нему снова и снова. Еще нужно приобрести Льва Аннинского "Русские плюс", "Какая Россия мне нужна" для неторопливого, продуманного чтения. И для легкого - книгу Семена Альтова "Игра слов", выпущенную в издательстве "Амфора".Естественно, привлечет мое внимание женская проза, которую-то и женской особо не назовешь: Людмила Петрушевская "Город света" и Людмила Улицкая - "Люди нашего царя". Улицкую, честно говоря, я купила раньше и уже прочла, но на ярмарке приобрету экземпляр в подарок друзьям.Любопытно, что написала Татьяна Доронина в "Дневнике актрисы", выпущенном в издательстве "Молодая гвардия". И в нем же Мариэтта Чудакова - известный литературовед, теперь как автор книги "Тайна гибели Анжелики" - первой в серии книг для детей и юношества "Дела и ужасы Жени Осинкиной".Издательство "Добрая книга" выпускает очаровательные книжки, собранные из фотографий со смешными подписями "Смысл жизни", "Когда тебе грустно", "Поделись улыбкою своей", "Дорогая мамочка" и другие. Я открыла их для себя еще в прошлом году. Полистаешь такую "малышку" и настроение ползет вверх, как температура за окном в солнечный день.Для родственников, в частности тетушек, стоит купить последний роман Александры Марининой "Пружина для мышеловки". Уже даже не важно, о чем он - воспринимается как очередная серия бесконечного сериала. Так же, на автомате покупается новинка Дэна Брауна под названием "Цифровая крепость" - очередной американский боевик с лихим сюжетом только в литературном виде.... Книг вроде набралось больше, чем 13. Но вот что из них останется в памяти, в семье, в том, что считается главным - вот вопрос. К чему захочется вернуться, что будет перечитываться, что не уйдет из дома? Время покажет, а пока... Вы - читайте, вам зачтется.
Сусанна Альперина
|
|