Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Главной детской библиотеке страны отведены 10 тысяч квадратных метров в центре столицы
"Прагматика Культуры" продолжает разговор о жизни российских библиотек. На этот раз в центре внимания Российская Государственная Детская Библиотека - главная детская библиотека страны.

Она была основана в 1969 году как научно-методический и исследовательский центр в области педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, организации библиотечного обслуживания детского населения. В декабре 1999 года библиотеке исполнилось 30 лет.

Вот что рассказывает директор главной библиотеки страны Лидия Михайловна Жаркова: " Я руковожу библиотекой с самого первого дня, и в какой-то момент стоило больших трудов доказать, что главная детская библиотека России должна располагаться в центре города и иметь 10 тысяч квадратных метров, а не 900. Здание нам предоставило государство, а структуру библиотеки мы полностью делали сами. Мы именно так представляли себе детскую библиотеку, и, что приятно, почти не ошиблись".

В библиотеке действуют 5 абонементов (в том числе абонесенты нот и звукозаписей, книг на иностранных языках), читальные залы, литературная и музыкальная гостиные, комната сказок, фонотека, диатека, медиатека, кабинет психолого-педагогических консультаций, справочно-библиографическое бюро. В библиотеке работают 20 детских студий, кружков, клубов. Создается музейная коллекция: старая детская книга, дарственные экземпляры с автографами, поступления из личных архивов писателей.

Фонд РГДБ составляет более 500 тыс. книг, газет, журналов, нотных изданий, кинофотофономатериалов. С 1970 г. библиотека получает платный обязательный экземпляр детской литературы.

РГДБ сотрудничает с областными (краевыми, республиканскими) и федеральными библиотеками, исследовательским институтом РАО, Институтом им. Гете в реализации различных проектов. В просветительской и информационной деятельности большую помощь оказывает традиционное сотрудничество с детскими и педагогическими газетами и журналами ("Первое сентября", "Преподавание русской словесности", "Няня", "Материнство" и др.).
*******
Главная детская библиотека страны, бывшая Республиканская, расположенная на Калужской площади, в прошлом году отметила 35-летний день рождения. Фонд хранения библиотеки составляет более полумиллиона книг, газет, журналов и нот, в том числе на иностранных языках. Многие книги на иностранных языках, как выяснилось из беседы Татьяны Трофимовой с директором Лидией Михайловной Жарковой, работающей здесь со дня основания библиотеки, библиотеке дарят меценаты.

Последнее время часто говорят, что с появлением компьютеров и развитием телевидения дети перестали читать. Это действительно так?

Нет, это, конечно, не так. Прежде всего, дети читают уже для того, чтобы подготовиться к занятиям в школе. И читают они очень много интересного: берут книги в абонементе или приходят в читальный зал. После трех часов дня у нас читальный зал всегда полон. Так что можно с уверенностью сказать: да, дети читают. Хотя, конечно, меньше, чем раньше.

То есть поток читателей реально уменьшился?

Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Во-первых, по стране в целом снизилась рождаемость, что нельзя не учитывать при подсчете числа читателей. Во-вторых, сложно сказать, пришел ли ребенок в библиотеку за книжками, на занятия в какой-то кружок или же просто встретиться с другом. И очень хорошо, если он встречается с друзьями именно в библиотеке: он увидит, что его друг берет книжку, и сам тоже возьмет. Если же судить по количеству читателей, записавшихся в детские библиотеки, то я считаю, что все нормально. Детей записывается много. Конечно, сейчас в Москве широко развита индустрия развлечений, и я очень боялась, что у нас будет спад читателей. Но нет. Как было у нас 50 000 читателей, так и осталось сейчас 50 000. При этом каждый год прибавляется еще 3 000 новых.

Дети какого возраста сейчас чаще всего ходят в Вашу библиотеку?

Чаще всего к нам приходят дети 5, 6, 7 классов. У нас хорошо представлена дополнительная литература по школьной программе, поэтому также много школьников, готовящихся к экзаменам или поступлению в вузы, то есть это 9, 10, 11 классы. Бывает, что в читальный зал приходят студенты, мы никому не отказываем. Приятно, что родители сейчас очень заинтересованы, чтобы их дети ходили в библиотеку, и так происходит не только в Москве. Очень много малышей, которых приводят бабушки и дедушки. Бывает даже, что и на руках приносят детей, то есть совсем маленьких. Конечно, девочки читают больше, это естественно, они более организованны, а мальчишкам, наверное, хочется мяч погонять.

Поскольку большинство читателей – это школьники, которые готовятся к занятиям или экзаменам, значит ли это, что читают только книги по школьной программе?

Конечно, дети больше читают по школьной программе, но я не могу сказать, что они совсем не читают книжки для души. Разумеется, значительно меньше, чем раньше, потому что и школьная программа, и подготовка в вуз стали сложнее. Но я думаю, что у них просто не хватает времени на чтение для души.

Когда читают для души, какие книги чаще всего просят?

Чаще всего, конечно, дети просят книги про себя, то есть про жизнь сверстников, про школу. Я вспоминаю себя, и мне тоже очень хотелось раньше прочитать именно о нашем дворе, как мы живем. Это естественно, это хорошо, что они хотят знать жизнь других ребят такого же возраста, как они. Но такой литературы довольно мало, и если что-то появляется, то она не всегда качественная.

Известно, что уже давно не функционирует система государственной рассылки книг. Как осуществляется сейчас комплектование книжного фонда библиотеки?

Мы заключаем договора с магазинами и коллекторами. Раньше был только один коллектор, сейчас – много, и мы всех их знаем, каждую неделю смотрим новинки и заказываем литературу.

Вы стараетесь закупать абсолютно все новинки или все же осуществляете отбор?

Вы знаете, так как мы все-таки головная библиотека, нам необходимо и интересно иметь все книги для истории создания детской литературы, поэтому мы покупаем почти всё. Это не значит, что мы всё выставляем в открытый доступ для читателей. Но для того чтобы знать книги, надо их иметь в фонде.

Раньше библиотека располагалась в существенно меньшем здании и была устроена иначе. Сейчас же она мало походит на детскую - огромное монументальное здание, взрослая система поиска книг и центров. Это вынужденно или же, по Вашему мнению, в этом есть свой смысл?

Я руковожу библиотекой с самого первого дня, и в какой-то момент стоило больших трудов доказать, что главная детская библиотека России должна располагаться в центре города и иметь 10 тысяч квадратных метров, а не 900. Здание нам предоставило государство, а структуру библиотеки мы полностью делали сами. Мы именно так представляли себе детскую библиотеку, и, что приятно, почти не ошиблись. У нас есть справочное бюро, куда приходит каждый новый записавшийся читатель. Там ему рассказывают, как устроена библиотека, помогают работать со справочным аппаратом. В следующий раз читатель, придя в библиотеку, уже сразу идет в справочное бюро с просьбой подобрать книжки. Читальные залы и абонементы у нас построены по возрастному принципу. Например, у нас есть абонемент и читальный зал для 5-7 классов, но это не значит, что читатель может работать только в нем. Он свободен в своем выборе и может пойти в любое подразделение библиотеки. Монументальным кажется только вход в помещение, а в остальном библиотека часто оформлена самими детьми. Рисунки, выставка костюмов в холле – это полностью работы детей, которые все сами сделали и раскрасили. У нас даже есть комната, где дети занимаются творчеством, рисуют и мастерят вместе со своими родителями и библиотекарями.

Какие на сегодняшний день есть студии и центры в библиотеке?

Прежде всего, у нас есть студия, где детей учат писать стихи и прозу. Из этой студии уже семь человек поступили в Литературный институт. Есть отдел психологической поддержки чтения, где с детьми занимается психолог. Также действуют кружки любителей английского и французского языков, причем туда приходят дети с самого маленького возраста. У нас есть очень интересная студия воспитания искусством и художественная студия, где с детьми работает и учит их рисовать народный художник Лев Токмаков. Есть Пушкинская комната, в которой занимается группа детей, которая изучает классическую литературу: они там читают, рисуют, ставят спектакли. На праздники, например, на Новый год дети показывают спектакли родителям, которые приходят и часто удивляются, как их ребенок, оказывается, много умеет. Есть дискуссионный клуб «Диалогос», где дети просто могут поспорить и просто поговорить о каких-то жизненных вопросах. У нас функционирует центр Валентина Берестова, писателя и ученого, изучавшего древности, и регулярно проводятся встречи ученых и археологов, которых дети слушают с особым вниманием. Практически все кружки и студии бесплатные. Это очень важно.

Проводит ли библиотека вечера и встречи с писателями и поэтами?

Да, у нас есть специальный актовый зал на 200 мест, где проводятся встречи с писателями, с гостями, с журналистами. Детям это очень интересно, порой они такие вопросы задают, что на них совсем нелегко ответить. У нас также бывает неделя встречи с писателями, и писатели выступают перед детьми, читают из своих произведений какие-то фрагменты или стихи. Между прочим, в мою бытность мы ведь очень много читали и наизусть стихи учили. Какое-то время назад поэзия была совсем непопулярна, и мы очень переживали. А сейчас дети снова стали читать стихи, причем не только девчонки, но и мальчики. И не только потому, что им библиотекарь поэзию предлагает, они ее сами выбирают.

Что читают?

Очень разное, и это не всегда классика. Часто из того, что сейчас выходит и вдруг кого-то зацепит.

На вашем сайте я прочитала, что в библиотеке действует Американский Уголок - что это такое, расскажите, пожалуйста?

Идея организовать его родилась во время визита к нам в библиотеку Лоры Буш и Людмилы Путиной. Специально выделить для него помещение мы не могли, поэтому оборудовали помещение читального зала литературы на иностранных языках новыми книгами, компьютерами, мебелью. Здесь проходят чтения детских американских книг на английском языке, встречи с американскими авторами. Возможно, постепенно у нас будут появляться уголки различных стран, потому что литература на иностранных языках в библиотеке и сейчас представлена достаточно хорошо.

Во многих западных странах детская библиотека напоминает игротеку, кроме книг в читальном зале лежат игрушки, игры, то есть чтение подается как игра...

У нас то же самое. Например, у нас есть очень интересная комната - Комната сказок, где на всех стенах нарисованы сказочные герои. Ее оформляли дети из Санкт-Петербургской студии Русского музея. Они разрисовали комнату так, как представляли сказку в своих мечтах. Сейчас в этой комнате дети читают сказки и играют. Там и Лора Буш во время своего визита читала сказку на английском. У нас также есть специальный читальный зал для самых маленьких, где собраны книги, игрушки, мебель– специально для этого возраста. Библиотекарь там всегда встречает маленьких читателей с улыбкой.

Каково сейчас финансовое положение центральной детской библиотеки? Каковы источники финансирования?

Надо сказать, что наша библиотека, поскольку она является главным методическим центром, все-таки финансируется на особых условиях. У нас есть деньги на комплектование, хорошо представлена детская литература, в том числе и на иностранных языках. У нас очень много подарков от наших зарубежных друзей. Трудности с содержанием библиотек преимущественно на селе и в маленьких городах. Там часто не хватает денег на то, чтобы купить необходимые книжки. Однако сейчас вопрос о положении детских библиотек поднимает и общественность.

Это очень хорошо, что родители наших читателей понимают сложившуюся ситуацию, а не только сами библиотеки жалуются на свое положение. Многие годы на детские библиотеки не обращали никакого внимания. Даже по сравнению со взрослыми библиотеками на их комплектование давали мало денег. А ведь на детскую библиотеку деньги нужны особо. Наш читатель – ребенок, он растет, ему надо именно сейчас получить эту книгу, ему завтра будет нужна уже другая. К тому же сейчас не работает межбиблиотечный абонемент - это слишком сложно, потому что пересылка книг дорогая, и к тому же книжка может пропасть по дороге. Что же касается именно иностранной литературы в нашей библиотеке, то мы ищем спонсоров. Очень часто это частные лица, как, например, английский педиатр, который во время своего приезда в Москву зашел в нашу библиотеку, посмотрел ее, и ему очень понравилось. Теперь он постоянно присылает нам великолепные английские книги. И таких людей много.

Очень часто библиотеки пользуются услугами студентов, которые работают и таким образом проходят практику. Существует ли подобная практика в вашей библиотеке? Или же есть полный штат постоянных сотрудников?

Да, у нас постоянный штат сотрудников. А студенты, которые приходят на практику, - это мы им помогаем и учим. У нас практически нет текучести кадров.

Как часто обновляются сотрудники?

У нас очень стабильный, хороший, друг друга поддерживающий коллектив. Уходят только тогда, когда вынуждены уйти, – например, появляется ребенок, его не с кем оставить, а в садик устроить не удается. Бывает и так, что находят другую работу. Но текучесть у нас очень маленькая. Важно и то, что это все-таки работа в хорошем месте, в центре Москвы.

Сколько сейчас получает простой библиотекарь?

Как и все библиотекари, детские библиотекари получают очень мало. Что-то около 4 000 рублей. В основном библиотекари – это энтузиасты, которые любят свою работу и детей.

Можно ли говорить о том, что сейчас детское чтение в России, подобно западным странам, вышло на уровень национальной политики, а не только частного вопроса образования?

Конечно, образование и чтение – это очень близкие вещи, но сейчас, наконец, уже общественность и государство обратили особое внимание на детские библиотеки. Множество сельских детских библиотек уже оснащены компьютерами. Это очень важно. Понимаете, ведь мы, наверное, единственная страна, которая имеет специальные детские библиотеки. Конечно, они есть в зарубежных странах, но почти всегда это отделы при взрослых библиотеках. А здесь они хозяева. Поэтому то, что в России есть специальные детские библиотеки, которые оборудованы специальной мебелью, укомплектованы специальным книжным фондом и в которых работают особо обученные сотрудники, которые любят детей, - я считаю, что это наше большое достижение. К сожалению, не все это понимают. Я все время говорю: не объединяют же взрослые и детские больницы, так почему же надо объединять библиотеки? Ведь чтение книг – это настолько важно, и необходимо, чтобы и списки литературы, и беседы о литературе, и обзоры по литературе – все было специально для детей. Сейчас уже и во Франции начинают думать об организации специальной библиотеки для детей.

www.polit.ru
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы