|
Самая читающая страна. Чем наполнен бренд "Россия - самая читающая страна мира"?
Долгое время нам внушали, что Россия - самая читающая страна мира. На этом строился интеллектуальный престиж нации и высокая национальная самооценка: мол, уж в нашей-то стране с чтением, а значит, и с образованием все в порядке. Однако плачевное состояние государственных библиотек и ассортимент книжных развалов (не говоря уже о крупных магазинах) свидетельствует, скорее, об обратном. Здесь в огромном количестве можно найти последние издания бесконечных детективов и любовных романов - и очень мало "интеллектуальной литературы" и классиков. Книжный рынок живет и развивается, в основном, за счет бестселлеров, а не за счет "высокой литературы".
О чем это говорит? Можем ли мы до сих пор считать себя самой читающей страной мира - что бы это ни значило, - или же за долгие годы этот "бренд" потерял свое реальное наполнение? Этому "Прагматика культуры" посвящает "Вопрос недели".
Чем наполнен бренд "Россия - самая читающая страна мира"?
Михаил Визель, книжный обозреватель Time Out-Москва:
- Существует известное правило "20/80". То есть, например, 20 процентов потребителей выпивают 80 пива. Отчего бы этому правилу не распространяться и на книги? Кроме того, покупать книги – это ведь сейчас не единственная возможность читать. Не забывайте про убежденных технократов-халявщиков, скачивающих целые библиотеки на свои палмтопы и даже на сотовые телефоны. Да и просто про тех, кто целыми днями и ночами пасется в Интернете. Наивно думать, что они там все время разглядывают неприличные картинки, – они там читают. Пускай автомобильные форумы, анекдоты и блоги - но читают! Тем более что иной блог, как известно, стоит иной книжки…
Как это ни парадоксально, книжный рынок с таким трудом становится на ноги именно потому, что книге в России трудно стать нормальным рыночным продуктом, вроде того же пива.
Россия обречена оставаться самой читающей страной в мире потому, что она самая литературная страна в мире. Нигде художественная литература не занимает такого важного места в общественной жизни. Так было, и, похоже, так снова есть: политика возвращается в литературу. Шорт-листы литературных премий и топ-листы книжных магазинов пестрят злыми политическими памфлетами вроде "Паталогий" нацбола Захара Прилепина или "Диалектики переходного периода" Пелевина. Глянцевые журналы посвящают целые полосы Проханову или Лимонову. А когда в этих самых шорт- и топ-листах оказывается нормальный великосветский сентиментальный роман ("Casual"), на него выливаются ушаты презрения: куды полез!
Я не говорю уж про то, что современные политические перипетии давно описаны — у Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Проходят десятилетия, меняются режимы, а Иваны Антоновичи Кувшинное Рыло и Премудрые Пискари остаются все на своих местах. Останется и миф о "самой читающей стране", никуда не денется.
Алексей Комеч, директор Института Искусствознания:
- На этот вопрос ответить очень трудно. А уж «самую читающую страну» не может определить никто без определенной статистики, причем очень сложной, соотносящей количество населения, уровень образования, количество покупаемых книг… Хотя понятно, что то, что покупается, далеко не всегда читается.
Конечно, во всем мире массовое чтение зависит от «бульварной» литературы. Все равно людей, читающих хорошую литературу, меньше, чем людей читающих.
Я бы хотел, чтобы в стране был не бренд, который надо поддерживать, а реальность, которая бы говорила сама за себя. Поэтому денег на поддержку бренда я бы не тратил, а вот денег на хорошее образование и поддержку книгоиздания не жалел бы.
|
|