|
Ночь. Улица. Архив. Бандиты
Криминальные поклонники Блока нашли свое “Возмездие”
Научная общественность столицы не на шутку встревожена из-за пропажи уникальных документов. Из здания Российского государственного архива литературы и искусства бесследно исчезли 16 листов рукописей Александра Блока!
Впрочем, бить тревогу по поводу кражи пока преждевременно. Не исключено, что рукописи незаконченной поэмы “Возмездие” и нескольких стихотворений из цикла “Незнакомка” до сих пор... пылятся где-нибудь на другой полке, позабытые-позаброшенные. Но надежды на это мало.
О пропаже уникальных автографов стало известно благодаря хранителям музея Блока из Санкт-Петербурга и музея-заповедника “Шахматово”. В преддверии двух юбилеев — Андрея Белого и Александра Блока (в этом году исполняется 125 лет со дня рождения обоих) — было решено выпустить иллюстрированный альбом “Блок и Белый. Москва и Подмосковье”. Пока искали богатых спонсоров для издания, музейщики заранее сделали запрос на предоставление нескольких материалов, в том числе и автографов. С запросом обратились еще в ноябре, а сотрудники архива спохватились только в начале апреля. И… не обнаружили запрошенных рукописей на своем месте, между полками с Цветаевой и Пастернаком!
Почему в милицию о краже сообщили только три недели спустя? На это, по мнению директора архива Татьяны Михайловны Горяевой, были свои причины.
— Первым делом мы сразу же выложили информацию о пропаже рукописей на официальный сайт Министерства культуры. Сразу же стали проверять соседние полки и перелопатили их все. Но, сами понимаете, найти пропажу среди миллионов единиц хранения не под силу никому. Когда все наши усилия не привели к результатам, настало время звонить в милицию.
Опера обследовали место преступления и изъяли на время следствия две картонные папочки, в которых хранились рукописи, — вдруг на них остались отпечатки пальцев? Есть основания думать, что кражу совершил кто-то из своих. Дело в том, что исследователям на руки подобные документы никогда не выдают. Ученые работают только с микрофильмами в читальных залах. Ведется круглосуточное видеонаблюдение. Прямой доступ к папкам имеют только хранители.
Сначала прошла информация, что ценности могли украсть в период с 1997 года по сей день. Именно тогда в архиве в последний раз прошла детальная инвентаризация. Однако Татьяна Михайловна уверяет, что с Блоком работают постоянно и исчез он совсем недавно.
— Пока автограф не возвратится на свое место, работать в коллективе будет невозможно.
Впрочем, еще не потеряна надежда на благополучный исход дела. Вот мнение одного из сотрудников архива, пожелавшего остаться неизвестным: “Мало ли, единицу хранения могли перепутать с другим документом и положить в другое место. Иногда документ ищем месяцами, и в конце концов он все равно обнаруживается. А в милицию в таких случаях никто и не собирается звонить”.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ:
Ученый секретарь музея-заповедника Блока “Шахматово” Римма Александровна Сидорова:
— Поэма “Возмездие” — это наиболее значительное, знаковое произведение в творчестве Блока, если не говорить о поэме “Двенадцать”. Над ней он работал с 1910 года и вплоть до своей смерти в 1921 году. Весьма примечательный факт — смертельно больной Блок тогда уже ничего не писал, только редактировал и составлял сборники. Между тем над поэмой он трудился до последних дней. Литературоведы еще называют ее “Евгений Онегин” XX века или же “Доктор Живаго” в стихах. В ней описывается история одной дворянской семьи через призму истории России, со всеми потрясениями начала XX века. А еще “Возмездие” называют провидческой поэмой. Блок прямо говорит о грядущих в новом веке катастрофах.
Век девятнадцатый, железный
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
......
С тобой пришел чуме на смену
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов
И малодейственных умов.
Научный сотрудник Литературного музея, специалист по Блоку Владимир КРИЖЕВСКИЙ:
— В РГАЛИ хранится очень много документов Блока. Среди них значительная часть написанных не рукою великого поэта, а его матерью, которая помогала готовить рукописи для типографии и зачастую переписывала стихи набело. Безусловно, настоящий автограф классика — это колоссальная ценность. Продать такой документ на аукционе практически невозможно — в таких случаях сразу же подключается Интерпол. Но существуют же еще и сумасшедшие коллекционеры. Если автограф попадает к ним в руки, то он, как правило, не всплывает раньше, чем умрет его новый владелец...
Пресс-секретарь вневедомственной охраны ГУВД Москвы Наталья Делянчук (именно сотрудники УВО охраняют здание):
— Сотрудники вневедомственной охраны отвечают только за контрольно-пропускной режим. Иными словами, следят лишь за тем, чтобы никто из посторонних не проник в здание, и осуществляют охрану в нерабочее время. В это время в здание архива запрещен доступ даже его сотрудникам. Что же касается данной ситуации, то ответственность за сохранность всех ценностей несут хранители Государственного архива. Ведь за все время не было случая, чтобы кто-либо попытался незаконно проникнуть в здание.
Московский Комсомолец
от 30.04.2005
|
|