|
И учинил коварный хитрец пять препятствий...
Ларс фон Триер слывет непредсказуемым эксцентриком. Никакие психологи и провидцы не смогут угадать, что он выкинет в следующей своей работе. Новый громогласный плевок режиссера в сторону предрассудков оставил без слов критику и зрителей: фон Триер взял да и раскрыл все профессиональные секреты кинематографистов. Еще и привлек к своеобразному хулиганству знаменитого коллегу Йоргена Лета и его гениальную корометражку "Совершенный человек" производства 1967 года. Что получилось из большой режиссерской шалости, российский зритель сможет посмотреть в кинотеатрах с 21 апреля…
Игнорировать новый фильм такого многообещающего дуэта было бы просто преступлением. И фон Триер, и Лет здесь выкладываются полностью, позволяя зрителю посмеяться над их творческими потугами и подивиться их трудоспособности и находчивости.
Впечатляет фабульная завязка (которая не имеет ничего общего с понятиями "сценарий" и "сюжет", поскольку никаких событий в принципе не происходит). Популярный датский режиссер загорается новой идеей и несется на обсуждение к своему старшему коллеге по цеху (его-то и играет Йорген Лет). Ему предлагается снять двенадцатиминутного "Совершенного человека" в пяти разных вариантах и с соблюдением условий, которые заранее оговорятся. Условия, надо заметить, изуверские, зато придуманные фон Триером лично. К примеру, первая версия отснята на Кубе и каждый кадр длится не больше полсекунды, в четвертой мы имеем дело вообще с мультипликацией, да и остальные три ничуть не менее сложные. А дальше мы с удовольствием наблюдаем, как опытный мастер Лет справляется с поставленными задачами и оставляет садиста фон Триера с носом. Причем, каждая версия получается обаятельной, привлекательной и до умопомрачения оригинальной. Таким образом, мы получаем доказательства, что можно снимать энное количество ремейков нашумевшего когда-то фильма, превращать все их в неординарные шедевры, и мы, затаив дыхание, наблюдаем за "кухней" кинопроизводства, открывая для себя массу интересных вещей.
"Пять препятствий" значится в превью как документальная картина. И действительно, в ней тщательно запротоколирована встреча двух великих режиссеров и их взаимная договоренность. Этим моментам отдана большая часть ленты. Но сколько в ней художественности! Главным героем "Пяти препятствий" служит не фигура режиссеров, и даже не процесс преодолевания трудностей. Центральной фигурой стал кинематограф с его капризным характером и умением приспосабливаться к любым условностям. Кино способно менять человека, его принципы и мировоззрение, кино - это серьезно - вот на чем акцентируют внимание создатели фильма. Кинематограф способен создать "совершенного человека", того самого, о котором и говорил Лет более 30 лет назад. Даже кричащие поначалу выдумки Ларса фон Триера служат лишь занавесом, который обнажит самую суть съемочного процесса, то, о чем мы даже и не догадывались. Жанр фильма точно определить трудно: это невероятный коктейль из документализма, красочного шоу в реальном времени и захватывающей игры. Щедро сдобренный юмором высшей пробы!
Ларс фон Триер неоднократно выражал восхищение своим партнером по "Пяти препятствиям" и даже признался, что смотрел "Совершенного человека" более 20 раз. Новый фильм - своеобразная дань учителю, признание масштабности его талантов. Такому смелому хулиганству (просчитанному на самом деле до мелочей), прорисованной язвительной дружбе двух гигантов кинематографического искусства, их совместному умному и красивому продукту нельзя не аплодировать. Критика всего мира признала "Пять препятствий" абсолютным шедевром. Любопытно, что самое большое удовольствие зрителям доставляют победы Лета над хищником фон Триером, победы добродушные, лишенные оскалистой конкурентности и болезненной напряженности.
"Пять препятствий" будут долго жить. Вполне возможно, что по этому фильму будут обучать молодых режиссеров. Восхитительный эксперимент фон Триера и Лета не вызывает желание анализировать бюджет фильма, искать несовершенства работы и злословить по мелочам. Безграничный оптимизм наполняет зрителя после просмотра ленты и радость оттого, что человеческий разум таит в себе бездонную СОЗИДАТЕЛЬНУЮ силу, которая спасет мир от скуки, хандры и неуверенности в собственных силах уж точно.
"Пять препятствий" - доброе и действительно смешное кино, которое будет интересно всей семье. Его можно пересматривать бессчетное количество раз, и вновь, и вновь улыбаться. Забудьте про фильмы-однодневки и ступайте лицезреть рождение "классики", завораживающей и отнюдь не занудной. Да к тому же вдохновляющей на трудовые подвиги, какие товарищу Стаханову и не снились.
Ева Любимова
|
|