Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Вячеслав Спесивцев: Начинать надо с Библии
Вячеслав Спесивцев, руководитель Московского экспериментального театра дал интервью "Российской газете"


Вячеслав Спесивцев | Мне по роду деятельности нужно знать, чем сегодня зачитывается молодежь в метро и дома на диване. Поэтому у меня везде лежат стопки книг. Неправда, что мы уже не самая читающая страна. Раньше мы читали, передавая книги из рук в руки, потому что их трудно было достать. А сейчас все доступно. Тот, кому нужно, читает.

"РГ" | Каких современных авторов посоветуете прочитать?

Спесивцев | Говорят, что сегодня нет современных настоящих писателей, но они же есть: Ник Перумов, Ричард Бах, Ирина Денежкина. Да, написано грубо и жестко, иногда даже матом, но, извините, а как мы сегодня себя ведем, что говорим? А "Платформа" Мишеля Уэльбека или "Ибица" Колин Баттс? Может, это и развлекаловка, хорошо идущая в метро, но все равно занятно.

Очень интересен Харуки Мураками. Непременно надо почитать "Жизнь насекомых" Пелевина. Нам-то кажется, что мы умнее всех, а на самом деле живем по законам, придуманным задолго до нас.

"РГ" | А классиков читаете?

Спесивцев | Есть вещи, которые вечны. Я уверен, начинать надо с Библии. Дайте детям Детскую Библию с картинками. Читайте замечательных, гениальных авторов: Шукшина, Айтматова, Маркеса. Такие люди понимают, что их произведения должны что-то сотворить. Чингиз Айтматов подарил мне совершенно бесплатно свой роман "Тавро Кассандры". Теперь одноименный спектакль идет у меня в театре.


Наталья Лебедева

НАША СПРАВКА:

Вячеслав Семенович Спесивцев - создатель и руководитель Московского Экспериментального театра, единственный и бессменный его режиссер.

До МЭТ, Вячеслав Спесивцев создал такие театры, как: студия "Гайдар" в Текстильщиках, Молодежный театр-студия на "Красной Пресне", огромный успех которых до сих пор не забыт благодарными зрителями. Как художественный руководитель театра-студии "Киноактера" Спесивцев создал на его сцене несколько спектаклей вызвавших сенсацию в театральном мире страны. В 1984 году, по мнению специалистов журнала "Мировой театр", Спесивцев был назван первым списке пяти лучших режиссеров Мира. Его учеников можно встретить почти в каждом театре страны.

В 1987 году Спесивцев создает Московский Экспериментальный театр, в начале в подвале МИСИС на улице Орджоникидзе, затем в новом большом помещении бывшего кинотеатра "Орел" на улице Руставели. Около сотни городов бывшего союза аплодировали театру и его режиссеру. И по сей день МЭТ в театральных кругах считается в первую очередь режиссерским театром.

За десять лет Спесивцев создал множество спектаклей не похожих друг на друга, но объединенных единой сверхзадачей, непримиримости к злу и насилию, неправде и лжи, бездуховности и безверию , являющейся основным режиссерским подчерком Вячеслава Спесивцева.

Виктор Астафьев благословил постановку "Царь рыбы'' на сцене Экспериментальнного театра, Чингиз Айтмапов постановку "Плахи", Владимир Максимов "Семь дней творения", Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки", Жоржи Амаду "Капитаны песка", которые уже второй сезон собирают толпы молодежи у кассы театра, лауреат Нобелевской премии Г.Г.Маркес, побывав на репетиции "Осень Патриарха" написал единственное в своем роде разрешение на сценическое воспроизведение его творений: "Разрешаю Вячеславу Спесивцеву делать с ними произведениями все что угодно, но только ему в его театре". "Сто лет одиночества" вызвали неописуемую сенсацию на Гаванском фестивале и во время длительных гастролей по Мексике. "День расы", национальный праздник Латинской Америки, представители посольств этого региона, уже несколько лет подряд, предпочитают отмечать в театре Спесивцева. Они же на ряду с молодыми поклонниками театра не пропускают ни одной премьеры театра.

Спесивцев всегда полон неудержимой энергией и идеями. Именно по этому репертуар театра постоянно пополняется и модернизируется. Помимо выше перечисленных, Спесивцев поставил на сцене театра "Наш дом" по произведениям Булгакова, Яхонтова, Бухова, Теффи, Задорнова, "Библию", "Архипелаг Гулаг" А.Солженицына, "Звери в яме" по мотивам русских народных сказок (для взрослых), ''Королеву Марго" А.Дюма, "Ромео и Джульетта" и "Сон в летнюю ночь" В.Шекспир, "Покойников во всяк час видеть можно " по произведениям Тургенева, "Последний Рокер" - первая и удачная проба Спесивцева не только как режиссера, но и автора (по опросу "АиФ" самая спорная премьера сезона 1994 года), "Дерево Превращений" Н.Гумилева (приз зрительских симпатий на фестивале "ВМ"), сенсация прошлого сезона "ЯМА" А.И.Куприна. "Декамерон" Эдварда Радзинского.

По приглашению театров, Вячеслав Спесивцев много и успешно ставил спектакли и за рубежом, сопрягая работу с актерами и лекциями во многих театральных школах Европы и Латинской Америки.

Спесивцев не только режиссер, но и педагог. В студиях при театре, бесплатно, вот уже двенадцать лет занимаются ребята от 5 до 18 лет. Они же участвуют, наравне с профессиональной труппой, в детских и юношеских спектаклях репертуара. Помимо ежегодных елочных представлений, специально для детей (зрителей и актеров) на сцене театра шли и идут такие спектакли как "Щелкуничик" Гофмана, "Маленькая Баба-Яга" Пройслера, "Праздник непослушания" Михалкова, "Хоббит" Толкиена, "Алиса в стране чудес" Кэррола, "Снегурочка" Островского, "Блоха" Лескова, "Храбрый портняжка" Бр.Гримм и др. Вячеслав Спесивцев, вместе со своими актерами, сам преподает в студиях актерское мастерство и сценическое движение.

Студийцы выросшие в стенах театра, не спешат покинуть его, дабы получить высшее образование. Спесивцев находит возможность организации своих курсов на базе театральных Вузов страны. Так с успехом, под его не посредственным руководством, бывшие студийцы получили дипломы Екатеринбургского театрально института, в настоящее время Вячеслав Семенович выпустил второй курс в Российской Академии Театрального Искусства.

Помимо репертуара, Спесивцев, вместе со своим театром, организовал и участвовал во множестве около театральных и общественных проектах. Так два года подряд Спесивцев являлся Главным режиссером праздника газеты "Московский Комсомолец", ставил презентации газеты юмористов России "Балда", открытие квартала искусств в Москве. Как Сопредседатель Молодежной Национальной лиги России организовал телевизионные и сценические акции в рамках программы "Голосуй или проиграешь". Является постановщиком встречи в Москве Западной группы войск, телемарафона Российского телевидения " Мир вашему дому", к 850 летию столицы организовал и провел Молодежный праздник на Воробьевых горах и многое другое.

В 1999 году Вячеславу Семеновичу Спесивцев у присвоено звание "Заслуженный Деятель Искусств России".

Спесивцев продолжает творить. В 1999 году были поставлены новые спектакли: "Евгений Онегин" по роману А.С.Пушкина, "Вечера на хуторе близ..." по повести Н.В.Гоголь, "Иисус Христос - суперстар" по мотивам знаменитой рок-опере, "Время любить" и "Время жить", "Двое с большой дороги" по сценарию В.Мережко. В 1998, под председательством В.С.Спесивцева была организована и проведена 1 премия "Teaтрал", номинантами которой является СМИ, выдвигаемые работниками сферы культуры. По инициативе В.Спеснвцева, оргкомитетом была утверждена форма премии, которая проводилась еще не раз.
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы