Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Богатые тоже пишут
"Casual" Оксаны Робски.

Новоявленная писательница Оксана Робски - хозяйка этого, экс-владелица того, персонаж светских хроник, завсегдатай клуба икс и ресторана игрек - создала книгу, которую захотели все и сразу. "Росмэн" ее издает, кинокомпания "КВИД" снимает по ней кино, а СМИ пишут, говорят и показывают.

Рассуждать о книге Оксаны Робски как о явлении литературном - скучно и бессмысленно. Не потому что она так уж плоха: вовсе нет, случается и хуже. Да и будь "Casual" по-настоящему плохо написана, вполне уместно было бы разобрать, проанализировать и поставить на вид. Но книга эта ничем не примечательна с литературной точки зрения. Она не интригует, но и не ввергает в скуку, не блещет стилистическими изысками, но и не оскорбляет хорошего вкуса, одним словом, ничем не отличается от десятка второсортных женских романов, имена авторш которых память удержать не в силах.

И все же для выделения этой книги из однообразного ряда ей подобных есть по меньшей мере два основания.

Во-первых, издательство «Росмэн» устраивает по поводу "Casual" ошеломительную пиар-кампанию. Такого уровня акции с привлечением СМИ, с предварительным социологическим исследованием и тщательной проработкой рекламной стратегии для нашего книжного рынка большая редкость. Издательства вкладывают деньги в рекламу только беспроигрышных проектов, типа «Гарри Поттера». Как правило, алгоритм книжного пиара таков: автор выпускается на рынок, а уже потом, после спонтанного успеха одной или двух его книг, начинается пиар. В случае с Оксаной Робски «Росмэн» пошел на риск. Книгу никому не известной дамы напечатали огромным (30 000) тиражом и последовательно превращают в бестселлер. Принесет ли такая стратегия успех, покажет время, но смелость издателей не может не вызвать уважения.

Во-вторых, весьма любопытны декорации, в которых происходит действие романа "Casual". В своей пиар-кампании издатели нашли единственно верный способ позиционирования книги - как романа о российской буржуазии. Сама Робски от такого определения всячески открещивается, утверждая, что книга ее вовсе не о людях с Рублевского шоссе, а о любви. Даже странно такое упорство автора - женщины, явно не лишенной коммерческой хватки. Как роман «о любви» книга интереса не представляет, а вот описания жизни нуворишей не лишены занимательности и новизны. До недавних пор этот новый класс российского общества не имел своих летописцев и редкие попытки поговорить о российских олигархах и крупных бизнесменах звучали не слишком убедительно. А Робски, вне зависимости от своих намерений, представила читателю довольно живые зарисовки из быта состоятельных людей.

Пожалуй, людям морально не стойким "Casual" читать не рекомендуется, поскольку уменьшению межклассового антагонизма книжка эта не поспособствует. Чтобы обвинить роман в разжигании ненависти к богатеньким, достаточно уже реплики одной из героинь о том, как сложно ей жить на 2000 долларов в месяц. Не подумайте плохого, Робски вовсе не педалирует тему денег. Она ведет книгу, точно "Живой журнал", ненарочито фиксируя мелкие события своей не слишком увлекательной жизни, - но, как известно, дьявол в деталях. В том, что, делая ремонт в доме, женщины с Рублевки заказывают для своих рабочих специальную форму; в том, что внешнюю лестницу надо делать с подогревом; в том, что зажигалками Dupont пользуются только жлобы. И таких мелких, ничего не значащих штучек в романе навалом. Эти детали, как бы между прочим, возникают в тексте, выдавая классовую принадлежность автора.

Сама Робски, чья авторская позиция вполне отчетливо между строк читается, без особой симпатии смотрит на образ жизни олигархов и их жен (любовниц). Ей неприятно, когда подружки подкалывают женщину, совершившую мезальянс и связавшую свою жизнь со (о Боже!) спортивным тренером. Ей, как и полагается положительной героине, хочется иногда стать обычной женщиной, не обремененной излишними материальными средствами. Но что поделать: район "Бабушкинской" вызывает у нее ужас, типовая советская квартирка - отвращение. Все эти подробности не делают роман интересным, но завораживают своей мимолетной экзотичностью, граничащей моментами с абсурдностью. Пожалуй, в этом неравнодушный читатель найдет немало поводов для размышлений.

Оксана Робски. Casual. - М.: Росмэн; "Кинокомпания "КВИД"; ЗАО "Пигмалион Продакшн", 2005. - 329 с.

Мария Терещенко

газета.ру
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы