Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Блудные "Дети" Большого
Госдума рассматривает вопрос о постановке оперы на либретто Владимира Сорокина в Большом театре. Кто ответит за базар?

Однажды вечером депутат Госдумы Сергей Неверов включил телевизор и узнал, что в Большом театре готовится к выпуску опера Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Имя Сорокина подействовало на депутата как красная тряпка на быка. Он не прочел ни одной строчки писателя - в чем сам признался в интервью, - но твердо знал, что все, что тот пишет, - порнография. Результатом неверовской активности стал запрос Госдумы. Подавляющее большинство депутатов проголосовало за то, чтобы собрать информацию о готовящейся постановке и выяснить, позволительно ли ставить Сорокина на главной сцене страны.

Пикейные жилеты в кулуарах Большого уже перебирают версии происходящего. По одним данным, скандал инспирирован политическими противниками Михаила Швыдкого - патрона проекта "Дети Розенталя". По другим - связан с интригами вокруг реконструкции театра и готовящимися перестановками в его руководстве. Впрочем, скандалы вокруг репертуара Большого театра неизменны, как Аполлон над его портиком.


Не та сцена

Большой был создан как императорский театр. Его репертуарная политика всегда была частью политики реальной. Послабления режима наметились только в последние десять лет, когда власть предоставила мастерам культуры некоторые свободы. Конечно, Большой, живущий в основном за счет госбюджета, обязан отчитываться и перед Думой, и перед правительством. Но в случае с бедными "Детьми" инкриминировать театру нечего.

Во-первых, режиссер Эймунтас Някрошюс выпускает "Детей" отнюдь не на священных подмостках основной сцены, а на Новой сцене - в филиале Большого, изначально предоставленном для более или менее радикальных экспериментов.

Во-вторых, в мировой практике подобные небольшие скандалы случаются регулярно, приятно горяча кровь театралам и изрядно повышая кассовые сборы. Главные театры любой страны не реже чем раз в сезон приглашают на свою сцену какого-нибудь знаменитого режиссера - провокатора и скандалиста. Матс Экк ставит в "Ковент-Гарден" хулиганскую "Кармен", а Джон Кранко там же издевается над "Евгением Онегиным". Один из самых консервативных театров мира, национальное достояние Германии, Байройтский театр зовет Ларса фон Триера поставить "Кольцо Нибелунга". А самый традиционный театр мира - Тайваньская китайская опера - смог сберечь свои традиции, несмотря на то что у них с успехом ставил самый отпетый авангардист современности - Боб Уилсон.

А уж о том, что в либретто Сорокина не содержится ничего противозаконного, даже неловко говорить. Это ироничная и грустная история об ученом, который создал клонов великих композиторов, а сам умер. Приходится осиротевшим гениям самостоятельно выживать в современной России. Ну и где тут порнография?


Не те классики
Поклонникам классики не стоило бы забывать, что когда-то все их обожаемые мэтры были не классиками, а современниками. И постановка их великих и новаторских опусов частенько сопровождалась разнообразными скандалами. Иногда их запрещали. Иногда освистывали. И почти ни одно творение не объявляли шедевром.

Посмотрим на сегодняшний репертуар Большого театра. Чуть не вся эта классика была когда-то пощечиной общественному вкусу. "Евгений Онегин"? Незадолго до постановки прогрессивная общественность устроила страшный скандал, узнав о том, что Петр Ильич Чайковский с братом своим Модестом в простоте душевной переписали финал пушкинского романа в стихах. Опера должна была закончиться хеппи-эндом. Критики потребовали не допускать издевательства над Пушкиным на сцене Большого театра. Братьям пришлось спешно переписывать либретто.

"Огненный ангел"? Музыка Прокофьева и скандальное либретто по мотивам романа Брюсова настолько шокировали музыкальную общественность, что при жизни композитора опера так и не была поставлена.

"Леди Макбет Мценского уезда"? Ну, это все помнят, это "сумбур вместо музыки". А только что на Новой сцене с успехом прошел "Болт" - балет Шостаковича, который был снят с репертуара сразу после премьеры. Причем композитор сам это свое сочинение недолюбливал и просил никогда его не восстанавливать. К счастью, хореограф Алексей Ратманский нарушил авторскую волю. Оказалось, что бодрый и занимательный "Болт" служит к вящей славе Шостаковича и к удовольствию зрителей.

Не хотелось бы, чтобы оперу Леонида Десятникова постигла та же судьба. Только представьте: проходит сто лет, и какой-нибудь режиссер, копаясь в пыльных архивах Большого, находит "Детей Розенталя". Он стряхивает с партитуры пыль, объявляет о своей находке, ставит спектакль, шумно его пиарит, и толпы зрителей устремляются на "классическую", давно утерявшую всякую скандальность оперу Сорокина-Десятникова. Представляете, что подумают они, наши потомки, о запретивших этот невинный опус депутатах Госдумы?



Виктория Никифорова

ЕЩЕ...

Порнограф


Путинская молодежь нападает на Сорокина за его либретто для Большого театра
В пространственном отношении политика и театр в Москве тесно соседствуют друг с другом. Постсоветское развитие города сделало соседкой Большого театра Государственную думу, что могло определить предрасположенность депутата Сергея Неверова к театральной критике.

Неверов является заместителем председателя комитета по труду и социальной политике – должность, которая оставляет ему достаточно времени, чтобы выступать спасителем добрых традиций. Неверов входит во фракцию "Единая Россия", которая тесно связана с Кремлем, и не хочет допустить, чтобы в Большом театре шла "эта порнография". Правда, театральным деятелям об "этой порнографии" ничего не известно.

Что же случилось? Впервые за тридцать лет Большой решился на эксперимент. Три года назад театр заказал композитору Леониду Десятникову и писателю Владимиру Сорокину оперу. 23 марта должна состояться премьера спектакля "Дети Розенталя", что уже дало повод для голосования на пленуме Думы и для демонстрации молодых ревнителей нравственности перед Большим театром.

Основанием для этого не была ни музыка и ни либретто; с ними критики, по собственному признанию, даже не знакомы. Неверова и его соратников спровоцировало одно лишь имя автора – Сорокина. Своей "безвкусицей" Сорокин чернит такой дорогой всем россиянам Большой театр, предостерегают они. Уже однажды Сорокина называли порнографом.

Верная российскому президенту Владимиру Путину молодежная организация "Идущие вместе" в 2002 году уже подавала на Сорокина в суд за книгу "Голубое сало", обвиняя его в порнографии. В рамках кампании даже состоялось публичное уничтожение книги – перед Большим театром.

На этот раз путинская молодежь и ее лидер Василий Якеменко встали во главе движения за чистоту народной нравственности. Семьдесят человек прошли демонстрацией перед Большим театром, скандируя призывы "Сорокин, вон из Большого театра" и "Депутаты, защитите главную сцену России от порнографии". Во время этой демонстрации, активно освещавшейся в СМИ, Якеменко с обезоруживающей честностью признался, что он вовсе не в курсе содержания оперы и, по его представлению, это несущественно: "Если педофил, осужденный за изнасилование, выйдет из тюрьмы, – заявил Якеменко, – можно ли отправлять его воспитателем в детский сад?"

"Дети Розенталя" – это история генетика, бежавшего от фашизма в Советский Союз, который в своей лаборатории клонирует таких великих композиторов, как Верди, Моцарт и Вагнер. Когда Розенталь умирает, его композиторы обретают свободу и в суровых российских условиях девяностых годов становятся бездомными – судьба, преодолеть которую удается только восставшему из гроба Моцарту.

Пусть его критики сначала прочтут либретто, просил Сорокин, текст не только абсолютно свободен "от порнографии, но и от эротики", утверждает он. Бесполезно. Не помогло и то, что Большой театр предложил Думе ознакомиться с инсценировкой на репетициях. По предложению Неверова депутаты 293 голосами против 12 поручили комитету по культуре всесторонне изучить ситуацию.

"В течение трех лет с тех пор, как стало известно о договоре с Леонидом Десятниковым и Владимиром Сорокиным, руководство театра постоянно испытывает давление со стороны политических организаций и отдельных политиков", – написано в заявлении Большого театра. Хотя никто из критиков не прочитал текст, все называют его "порнографическим".

Тем не менее, в отличие от советского времени, атака чистоплюев до сих пор не повлекла за собой закрытия спектакля. Большой театр не хочет поддаваться давлению, тем более что его директор Анатолий Иксанов предполагал возможность интриг, связанных с коренной реконструкцией его здания, которая из-за высоких издержек тоже годится для разжигания народного гнева.

Премьера и четыре следующих спектакля, намеченных на март и апрель, как уверяют в театре, состоятся, как запланировано. Иксанов обращается к публике: "Большой театр благодарен депутату Неверову за дополнительную рекламу и сообщает, что билеты в кассе еще есть".

Даниэль Бресслер

И ЕЩЕ...

"Дети Розенталя" глазами труппы Большого театра
Пока "благочестивые" политики из Государственной Думы препираются с Дирекцией Большого театра по поводу оперной авантюры под названием "Дети Розенталя", корреспондент NewsInfo пробрался за кулисы Новой сцены, чтобы выяснить у членов труппы, что же они думают о происходящих маневрах. "То, что творит Госдума, для нас, каламбур, фарс, - сообщили наши собеседники. – Нас эта закулисная возня касается лишь косвенно. Все идет своим чередом. Сценические репетиции начались месяц назад, а вчера прошла первая оркестровая репетиция". Кстати, в спектакле примут участие как молодые солисты театра, так и приглашенные актеры…


NewsInfo: Не боитесь, что постановку все-таки запретят?

- Вряд ли, ведь опера уже разрекламирована. Полагаем, что априори скандальные "Дети Розенталя" и ставятся ради рекламы театра. Сценическое действо будет вызывающим, эпатажным, хотя матершины в либретто нет.

NewsInfo: Что именно эпатирует?

- Сюжет, декорации мизансцены. Ведь "актуальный" сценарий разворачивается на всем известной площади Трех вокзалов - обиталище проституток, наперсточников и лохотронщиков. Здесь клонированный Моцарт влюбляется в проститутку Таньку. А потом все погибают…

NewsInfo: Что вы скажете о музыкальной стороне произведения?

- Музыка Леонида Десятникова построена на смешении противоположных стилей. Присутствуют элементы джаза и классики, читаются мотивы Стравинского и Пуччини. Работать с такими результатами экспериментального композиторства непросто.

NewsInfo: Для чего нужно это попурри?

- По сюжету доктор Розенталь занимается "модным" клонированием великих композиторов: Чайковского, Вагнера, Мусоргского, Моцарта. Вот и пришлось Десятникову сочинять эту адскую смесь.

NewsInfo: А фрагменты произведений великих композиторов использовались?

- Нет.

NewsInfo: Какие трудности испытывает труппа при постановке?

- Проблема в тексте, который режет слух. Есть слова, которые никак не увязываются с оперным жанром и, тем более, имиджем Большого Театра. Например, многократно повторяется слово "паскуда".

NewsInfo: А декорации?

- Их немного. Главная – оркестровая яма, стоящая на сцене, причем на боку, типа "вид сверху". Такая вот большая дырка на сцене, на фоне которой появляются клоны и другие персонажи вокзального андерграунда. От них будут в шоке все присутствующие!

NewsInfo: Например?

- Ползающие по сцене собаки, которые гавкают и писают на декорации.

NewsInfo: ???

- Это загримированные люди. Статисты на четвереньках, изображая писающих собачек, будут задирать ногу и потряхивать…

NewsInfo: Как проходят репетиции?

- Нормально. Но есть сложности в работе с режиссером-постановщиком Эймунтасом Някрошюсом. Он уже ставил "Макбета" на Новой сцене Большого театра, и мы уважаем и даже любим его. Но он какой-то загадочный: никогда не объясняет, чего хочет. Думает, наверное, что мы прочтем его мысли. Уже начались оркестровые репетиции, а он все раздумывает над мизансценами. А ведь материал сложнейший! Важно, чтобы опера не превратилась в мюзикл, политический фарс или откровенную пошлятину.

Ольга Чижкова
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы